Были опасения, что без Джеймса Вана в режиссерском кресле этот спин-офф «Заклятия» будет совсем несмотрибельным, – они, к счастью, не оправдались
1969 год, Джон и Мия Гордоны ждут появления на свет своего первенца. Когда Мия уже вот-вот должна родить, супруги становятся свидетелями кровавой резни, которую устраивают в доме соседей члены оккультной секты. Один из убийц ранит Мию, а вторая кончает с собой, взяв при этом на руки куклу, недавно подаренную Джоном жене. С тех пор в семье Гордонов начинаются необъяснимые паранормальные явления, которые не прекращаются даже после того, как они переезжают.
Джеймс Ван не тянет на пророка и реформатора, но это один из самых умелых и техничных режиссеров, работающих в жанре хоррора. Его дилогия «Астрал» и «Заклятие» вернула моду на старомодные мистические ужастики – хорошо поставленные, хорошо рассказанные, хорошо разыгранные, хорошо снятые. Этакий золотой стандарт, на который необходимо равняться всем, кто пытается работать в этом жанре. Увы, постановщика уволок из хорроров «Форсаж 7», так что продолжать начатое Ваном взялись другие – «Астрал 3» снимает сценарист Ли Уоннел, спин-офф «Заклятия» достался оператору Джону Р. Леонетти.
Леонетти не привыкать подхватывать чужие проекты – «Аннабель» в его фильмографии числится третьим полнометражным фильмом, а перед ней были «Смертельная битва 2» и «Эффект бабочки 2». С Ваном Леонетти работал в качестве оператора над «Астралом» и тем же «Заклятием», так что его «фирменные» блуждания по комнатам он воспроизводит довольно убедительно, да и саспенс нагнетает исправно. Сцена, в которой Мия никак не может уехать на лифте из подвала, смотрится очень эффектно именно из-за того, что Леонетти, как и Ван, не хватается за каждую возможность оглушить зрителя оркестровым ударом – тишина и ожидание страшного момента могут быть куда страшнее.
Тем не менее «Проклятие Аннабель» – это все-таки не «Заклятие 2», его концепция, как ни крути, сильно отдает вторичностью и в ряде моментов связывает руки своим создателям. Аннабель – не Чаки из именитого хоррор-цикла, она не бегает за своими жертвами с ножом, бешено вращая глазами, она даже (спойлер!) не шевелится в кадре. Вообще, если вдуматься, наличие этой куклы в картине не так уж обязательно, легким переписыванием сюжет можно было бы перекроить хоть под «Паранормальное явление», ведь в центре внимания – противостояние семьи и демона, который каким-то образом с этой куклой связан.
А противостояние это развивается по всем канонам жанра – закрываются двери, мелькают какие-то смутные силуэты, сами собой включаются швейная машинка и плита. История не обойдется без сочувствующего священника, мудрой пожилой афроамериканки и штудирования древних книг по оккультизму – как видите, полный комплект привычных жанровых штампов в наличии, и нельзя сказать, что они в сценарии обыграны как-то необычно или свежо.
Вытянуть фильм с такими начальными условиями куда-то в положительную область у Леонетти не получается – где-то не хватает крепости режиссерской хватки, где-то подводит предсказуемость и тривиальность сюжета. Однако и о провале тут говорить нельзя ни в коем случае. Это проходной, но нестыдный ужастик, который выигрывает еще и от удачного подбора актрисы на главную роль – Аннабель Уоллис, даром что пока не очень известна, прекрасно отыгрывает и ужас, и смятение, и материнскую решимость.