Обычно, когда решаешь сходить на горячих финских, шведских, норвежских, датских, исландских или других парней, которые произошли от викингов, заранее обрекаешь себя на занудное, медленное, эпическое глубокомыслие. Что ж, бывают и такие настроения. Но произведению горячего парня Оле Борнедаля "Я -- Дина" в этом плане крупно повезло.
Обычно, когда решаешь сходить на горячих финских, шведских, норвежских, датских, исландских или других парней, которые произошли от викингов, заранее обрекаешь себя на занудное, медленное, эпическое глубокомыслие. Что ж, бывают и такие настроения. Но произведению горячего парня Оле Борнедаля "Я – Дина" в этом плане крупно повезло.
Фильм экранизирует модный литературный эпос некой Хьерборг Вассмо и, видимо, все глубокомысленное занудство оставил на бумаге, где ему и место. Сам фильм неожиданно сделан в бодром ритме, с радующим глаз цветовым решением и неприкрытой игрой страстей в исполнении Марии Бонневи, Жерара Депардье, Кристофера Экклстона, Бьёрна Флоберга. Легким движением камеры эпос превратился в драму. При этом Вассмо явно вдоволь начиталась "Бесов" и "Воскресения", не говоря уж о Кнуте Гамсуне, а сам Борнедаль насмотрелся Бергмана по макушку.
С места в карьер все кратко, но выразительно. В XIX веке девочка счастлива с папой и мамой на живописном побережье норвежских фьордов. Однажды в большой и светлой прачечной рукав ее платьица зацепился за железяку, она позвала маму, и та помчалась к ней прямо через огромную ванну с бельем. Но девочка в этот момент отцепила рукав, колесо закрутилось и опрокинуло в ванну цистерну кипящего щелока. Мама упала и стала кричать. Ее попытались вытащить, но кипятка было больше. В общем, мама кричала безостановочно несколько дней, пока не умерла. Девочку в это время от папы, съехавшего с катушек, прятали на чердаке. Потом она одичала.
Но это вовсе не феминистский фильм, что бы там ни говорили. Просто когда уже и баба на свободе, значит, все остальные давно там, и было это в Норвегии в XIX веке. Это правильный экранизаторский фильм, где раздражение вызывает только не менее последовательная мистика. С призраками перебор, и ни к чему они при таких натуральных красотах, тем более что выглядят довольно по-дурацки. Но поскольку главным любовником Дины ненароком окажется простой русский анархист, нам с призраков все равно волей-неволей переключаться на судьбы родины. Тут не до раздражения.
Простой пример не плагиата, а контекста у Хьерборг Вассмо. Один из Дининых родственников, злой и завистливый Нильс всю жизнь обкрадывал отчима, чтобы уехать в Америку. Когда однажды изнасиловал служанку, действительно собрался уезжать. Только он был дурак, и тайник его Дина давно нашла, и даже служанка отказалась идти замуж. И повесился Нильс в сарае. Но если кто помнит, у Достоевского Свидригайлов тоже насиловал всех, насиловал, потом передал, что уезжает в Америку, а сам тем временем застрелился. И был у нас Свидригайлов трагическим героем, самым умным на все "Преступление и наказание".
За державу страсть как обидно от этой Дины-Динули.