Обычно, когда решаешь сходить на горячих финских, шведских, норвежских, датских, исландских или других парней, которые произошли от викингов, заранее обрекаешь себя на занудное, медленное, эпическое глубокомыслие. Что ж, бывают и такие настроения. Но произведению горячего парня Оле Борнедаля "Я -- Дина" в этом плане крупно повезло.
Фильм экранизирует модный литературный эпос некой Хьерборг Вассмо и, видимо, все глубокомысленное занудство оставил на бумаге, где ему и место. Сам фильм неожиданно сделан в бодром ритме, с радующим глаз цветовым решением и неприкрытой игрой страстей в исполнении Марии Бонневи, Жерара Депардье, Кристофера Экклстона, Бьёрна Флоберга. Легким движением камеры эпос превратился в драму. При этом Вассмо явно вдоволь начиталась "Бесов" и "Воскресения", не говоря уж о Кнуте Гамсуне, а сам Борнедаль насмотрелся Бергмана по макушку.
С места в карьер все кратко, но выразительно. В XIX веке девочка счастлива с папой и мамой на живописном побережье норвежских фьордов. Однажды в большой и светлой прачечной рукав ее платьица зацепился за железяку, она позвала маму, и та помчалась к ней прямо через огромную ванну с бельем. Но девочка в этот момент отцепила рукав, колесо закрутилось и опрокинуло в ванну цистерну кипящего щелока. Мама упала и стала кричать. Ее попытались вытащить, но кипятка было больше. В общем, мама кричала безостановочно несколько дней, пока не умерла. Девочку в это время от папы, съехавшего с катушек, прятали на чердаке. Потом она одичала.
Но это вовсе не феминистский фильм, что бы там ни говорили. Просто когда уже и баба на свободе, значит, все остальные давно там, и было это в Норвегии в XIX веке. Это правильный экранизаторский фильм, где раздражение вызывает только не менее последовательная мистика. С призраками перебор, и ни к чему они при таких натуральных красотах, тем более что выглядят довольно по-дурацки. Но поскольку главным любовником Дины ненароком окажется простой русский анархист, нам с призраков все равно волей-неволей переключаться на судьбы родины. Тут не до раздражения.
Простой пример не плагиата, а контекста у Хьерборг Вассмо. Один из Дининых родственников, злой и завистливый Нильс всю жизнь обкрадывал отчима, чтобы уехать в Америку. Когда однажды изнасиловал служанку, действительно собрался уезжать. Только он был дурак, и тайник его Дина давно нашла, и даже служанка отказалась идти замуж. И повесился Нильс в сарае. Но если кто помнит, у Достоевского Свидригайлов тоже насиловал всех, насиловал, потом передал, что уезжает в Америку, а сам тем временем застрелился. И был у нас Свидригайлов трагическим героем, самым умным на все "Преступление и наказание".
За державу страсть как обидно от этой Дины-Динули.