Что посмотреть
Последний богатырь. Наследие Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneP4VtXkezW
Рецензии

Рецензия на фильм «Я - Дина»

Обычно, когда решаешь сходить на горячих финских, шведских, норвежских, датских, исландских или других парней, которые произошли от викингов, заранее обрекаешь себя на занудное, медленное, эпическое глубокомыслие. Что ж, бывают и такие настроения. Но произведению горячего парня Оле Борнедаля "Я -- Дина" в этом плане крупно повезло.

Добавить в закладки
С любовью. Дина

Трейлер

Создатели и актеры О фильме Рецензия Фильм в коллекциях Похожие Кадры Трейлеры Постеры
Екатерина Тарханова
Екатерина Тарханова Автор film.ru с 2000 г. 617 публикаций

Фильм экранизирует модный литературный эпос некой Хьерборг Вассмо и, видимо, все глубокомысленное занудство оставил на бумаге, где ему и место. Сам фильм неожиданно сделан в бодром ритме, с радующим глаз цветовым решением и неприкрытой игрой страстей в исполнении Марии Бонневи, Жерара Депардье, Кристофера Экклстона, Бьёрна Флоберга. Легким движением камеры эпос превратился в драму. При этом Вассмо явно вдоволь начиталась "Бесов" и "Воскресения", не говоря уж о Кнуте Гамсуне, а сам Борнедаль насмотрелся Бергмана по макушку.

С места в карьер все кратко, но выразительно. В XIX веке девочка счастлива с папой и мамой на живописном побережье норвежских фьордов. Однажды в большой и светлой прачечной рукав ее платьица зацепился за железяку, она позвала маму, и та помчалась к ней прямо через огромную ванну с бельем. Но девочка в этот момент отцепила рукав, колесо закрутилось и опрокинуло в ванну цистерну кипящего щелока. Мама упала и стала кричать. Ее попытались вытащить, но кипятка было больше. В общем, мама кричала безостановочно несколько дней, пока не умерла. Девочку в это время от папы, съехавшего с катушек, прятали на чердаке. Потом она одичала.

Кадр из фильма "Я - Дина"

В пересказе это выглядит как ответ черному юмору типа "Дочка у мамы просила конфетку. Мама сказала: "Сунь пальчик в розетку". Быстро обуглились детские кости. Долго смеялись над шуткою гости". Но в кино даже четверостишие может быть "случаем из жизни". Просто жизнь тогда вся должна быть такой, натурально-символической. И, конечно, начало - не единственная чернуха на все кино. Дина вырастет в соответствии с ним, и пойдет в кадре казнь через повешение, гангрена крупным планом, эвтаназия по-старинному, по-норвежски. Но это не стеб и не индийская мелодрама. За два часа проходит примерно четверть века, и чтобы время чувствовалось, Оле Борнедаль сделал все очень конкретно и зримо, не на словах. Ведь помимо того от дикости Дину спасет гувернер, игравший на виолончели Бетховена, а от морального вырождения – любовник, читавший Пушкина в оригинале. Под Бетховена Дина впервые за долгое время вернулась домой, после чего сама стала классной виолончелисткой. С Пушкиным тоже небезынтересно. В фильме полно политики, секса, бизнеса среди зигзагов семейной драмы, постепенно включившей себя Дининого мужа, двух его взрослых пасынков, ее маленького ребенка и нескольких дальних родственников. Впрочем, ничего лишнего, и за счет выразительных лиц и характерных ролей в событиях не запутаешься.
Кадр из фильма "Я - Дина"

Все они нанизаны на биографию Дины по одному любопытному принципу. Это биография человека, у которого сил было тьма, а жить он никогда не хотел, и все получалось само собой, именно поскольку не хотелось. Если у человека есть способности к музыке, значит, есть и к математике. Дину никто в деньгах не обманул, хотя пытался, и на сексуальной почве ее тоже не обломали, хотя сам бог велел. В фильме очень последовательно как раз, что она никогда не хотела жить, как люди – разбогатеть, прославиться, власть употребить. Она просто делала, без чего не могла в это время и в этом месте. Нужно потрахаться – пойдет потрахается, нужно спасать – спасет, пора убивать – убьет.

Но это вовсе не феминистский фильм, что бы там ни говорили. Просто когда уже и баба на свободе, значит, все остальные давно там, и было это в Норвегии в XIX веке. Это правильный экранизаторский фильм, где раздражение вызывает только не менее последовательная мистика. С призраками перебор, и ни к чему они при таких натуральных красотах, тем более что выглядят довольно по-дурацки. Но поскольку главным любовником Дины ненароком окажется простой русский анархист, нам с призраков все равно волей-неволей переключаться на судьбы родины. Тут не до раздражения.

Кадр из фильма "Я - Дина"

Ведь если в принципе кино – правильное, получается, что единственным правильным случаем в истории России было тысячу лет назад приглашение княжить в Киеве простого викинга Рюрика. Чтоб теперь в гробу перевернулись враги народа по имени Иван Грозный, отвоевавший затем у шведов Ивангород и Копорье, да Петр Великий, прогнавший их из-под Полтавы. Потому что из "Я – Дина" очень хорошо видно, что всякий раз, когда в стране назревала смута, надо было просто звать очередного Рюрика и сажать на престол, да хоть бы и силком. Видно чисто по вещам. Мало того, "Я – Дина" наглядно объясняет, как произрастали от викингов все знаменитые "тайны русской души". Все наши жажды смерти, символизмы с психологизмами и рванье страстей в клочки, включая "славянофилов-западников", даже "еврейский вопрос" – они оттуда, из Норвегии. Только там это издавна глупые детские тайны.

Простой пример не плагиата, а контекста у Хьерборг Вассмо. Один из Дининых родственников, злой и завистливый Нильс всю жизнь обкрадывал отчима, чтобы уехать в Америку. Когда однажды изнасиловал служанку, действительно собрался уезжать. Только он был дурак, и тайник его Дина давно нашла, и даже служанка отказалась идти замуж. И повесился Нильс в сарае. Но если кто помнит, у Достоевского Свидригайлов тоже насиловал всех, насиловал, потом передал, что уезжает в Америку, а сам тем временем застрелился. И был у нас Свидригайлов трагическим героем, самым умным на все "Преступление и наказание".

За державу страсть как обидно от этой Дины-Динули.

Текст: Екатерина Тарханова
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?