После того как неделю назад российский сезон наград за достижения 2013 года закрылся вручением премии «Жорж», а вместе «Жорж», «Золотой орел» и «Ника» охватили весь спектр российских достижений от «Метро» до «Сталинграда» и от «Легенды № 17» до «Географ глобус пропил», стало возможно полностью погрузиться в происходящее в отечественном кино в году 2014-м
«Газгольдер. Фильм» 24 апреля
И первым же нашим претендентом на пристальное внимание стал один из самых непредсказуемых фильмов года – «Газгольдер». Обращенная к весьма специфическому зрителю картина тем не менее рассчитывает на серьезный прокатный успех, продюсеры и команда ленты рапортуют о необыкновенном зрительском энтузиазме, проявленном на специальных презентациях, которые создатели «Газгольдера» провели в нескольких российских городах. Пойдет ли этот энергичный зритель в кино или предпочтет дождаться, когда фильм, как и музыка из любимых исполнителей, появится во «ВКонтакте», решительно непонятно, но тем и интереснее. Ребята, составляющие ударный кулак русского рэпа и хип-хопа, не привыкли проигрывать, однако кино – не сцена клуба. Иные ставки, иные последствия как побед, так и провалов.
«Кухня в Париже» 1 мая
Пока в Америке большое кино получает телевизионное воплощение (только в этом сезоне на ТВ новое рождение получили «От заката до рассвета» Роберта Родригеса и «Фарго» братьев Коэн), мы идем обратным путем – у нас один из самых ярких сериалов современного российского телевидения «Кухня» получил полнометражное продолжение. Одна из главных опасностей такого проекта – им достаточно непросто заинтересовать зрителя, не знакомого с сериальным первоисточником. Для решения этой проблемы создатели «большой» «Кухни» постарались на славу – добавили фильму романтического колорита французской столицы, привлекли для одной из ролей Венсана Переса, а картинку рискнули наполнить самыми яркими красками и весенним любовным настроением.
«22 минуты» 8 мая
У «22 минут» судьба крайне непростая. При том, что фильм и без того не претендовал на заоблачные высоты, еще до своего появления наш триллер получил неожиданного соперника в виртуальный спарринг – голливудскую драму «Капитан Филлипс» с Томом Хэнксом в главной роли. Выход «22 минут» на экраны сдвинулся почти на год, но при этом попал сейчас на крайне благодатную почву общего подъема патриотизма. Поможет ли это мореходному боевику, основанному на реальном противостоянии российских морпехов пиратам, захватившим танкер, заставить зрителей идти в кинотеатры такими же стройными рядами, какими они идут на митинги в защиту Крыма, увидим совсем скоро.
«Восьмерка» 8 мая
Режиссер Алексей Учитель впервые возвращается к работе постановщика после выхода на экраны «Края» – это уже само по себе событие. Но это лишь одна из причин ожидать «Восьмерку». Среди других – в основе ленты лежит одно из самых знаменитых произведений популярного писателя Захара Прилепина, сценарием занимался прославленный Александр Миндадзе, а основной темой картины является перелом эпох, произошедший в стране и головах людей с приходом 2000-х. Некоторые решения Учителя, впрочем, можно назвать сомнительными: финал романа изменен, на главные роли приглашены практически неизвестные актеры, да и сам Учитель кажется слишком мягким для того, чтобы браться за фильм о жестоком противостоянии братков из 90-х с компанией омоновцев, воспитанных Чечней.
«Подарок с характером» 22 мая
Прошлый год для режиссера Карена Оганесяна обернулся определенным спадом – его «О чем молчат девушки» получился слишком легкомысленным, а «Марафон» растерял все обаяние, которым пара Пореченков-Васильева пленили зрителя в «Мамах». Семейная приключенческая комедия «Подарок с характером» может как реабилитировать режиссера «Пяти невест» и «Я остаюсь», так и окончательно «списать» его на второй план. То, что главную роль в картине исполняет Михаил Галустян, тоже выглядит совсем неоднозначно – известно, что Михаил давно ищет для себя образы, которые будут глубже и интереснее, чем псевдо-Элвис в «Билете на Вегас» или Карлсон, но станет ли запуганный инфантил в ростовом костюме панды той самой прорывной ролью – большой вопрос.
«Все и сразу» 5 июня
«От создателей “Горько!”» – на этом любые объяснения нашего внимания к фильму «Все и сразу» можно было бы и закрывать. Прошлогодний хит Жоры Крыжовникова разделил аудиторию на три примерно равные части: «Очень понравилось», «Очень не понравилось» и «Не смотрел». Скорее всего, примерно такое же четкое разделение получится и среди зрителей «Все и сразу» – уж больно специфический юмор и сомнительных персонажей собрал в своем фильме Роман Каримов. Новой работы уфимского вундеркинда Каримова, кстати, поклонники ждут уже довольно давно – со времен «Вдребезги» прошло уже три года, с тех пор Роман принял участие в еще одном проекте, но настолько разошелся во взглядах с продюсерами, что вычеркнул свое имя из титров. Пришло время вернуть себе все и сразу!
«Форт Росс» 12 июня
Еще один патриотический проект, на этот раз более тонкий и не столь прямолинейный, как «22 минуты», – приключенческая фантастика с перемещениями во времени «Форт Росс». Картина Юрия Мороза, спродюсированная «гардемарином» Дмитрием Харатьяном, является некоторым парафразом по-прежнему горячо любимой в России дилогии «Мы из будущего», только на сей раз главные герои попадают не во времена Второй мировой, а отправляются в XIX век и становятся свидетелями и активными участниками событий, приведших к тому, что Россия лишилась своих территорий в Северной Калифорнии. Участие в картине Максима Матвеева и Анны Старшенбаум должно привлечь в кинотеатры молодых зрителей обоего пола, а пираты, индейцы и русские офицеры вполне могут сделать картину хитом для зрителей всех возрастов.
«Поддубный» 10 июля
Драматический байопик Ивана Поддубного мы ожидали еще в прошлом году, но что-то пошло не так, проект забуксовал и почти на год залег на полках. Не хотелось бы думать, что создатели картины разуверились в своих силах, ведь начало работы, первые кадры и сведения со съемочной площадки настраивали на самый позитивный лад. История русского силача, борца, чье имя гремело на весь мир, не ограничивается простым жизнеописанием, ведь в образе Поддубного сконцентрирован весь русских дух – доверчивый, неустроенный, несколько нескладный Иван тем не менее необыкновенно силен, честен, справедлив и бесконечно любит Отечество. Для Михаила Пореченкова, несколько месяцев вживавшегося в образ Поддубного, эта роль вполне может стать главной работой жизни.
«День дурака» 4 сентября
Нет, это не продолжение «Дня выборов» и «Дня радио», как можно было бы подумать, исходя из названия. Сюжет «Дня дурака» гораздо ближе к гоголевскому «Ревизору», чем к спектаклям и фильма «Квартета И»: в российской глубинке коррумпированный мэр провинциального городка и его не менее двуличное окружение принимают двух попавших в аварию москвичей за представителей следственного комитета и оказывают им поистине королевский прием, даже не подозревая, что парочку составляют бестолковый пацан, погрязший в кредитах, и недалекий коллектор, пытающийся выбить из парня долги. Участие в проекте студии Bazelevs в целом и режиссера «Джентльмены, удачи!» Александра Баранова гарантируют ленте как минимум шикарную картинку и добротный юмор. А коррупция? Ну, не победим, так хоть посмеемся.
«Смешанные чувства» 2 октября
Как мы уже упоминали, компанию Enjoy Movies новый 2014 год встретил не слишком приветливо. Однако три крупнокалиберных попадания в линкор братьев Андреасянов и Георгия Малкова вовсе не означают, что корабль пойдет ко дну. Даже наоборот – именно сейчас студия может проявить себя настоящим крепким игроком на российском кинематографическом рынке. Первым ответным ударом станет комедия «Смешанные чувства», режиссерский дебют Малкова, ранее отвечавшего только за продюсирование картин EM. Сюжет необыкновенным образом свяжет двух мужчин, чьи жизненные пути никогда не должны были пересечься – они из разных социальных страт, имеют противоположные интересы и совершенно различный образ жизни. Чудо заставляет испытывать их одинаковые чувства: страх одного одновременно пугает другого, развеселившийся один заставляет смеяться другого, даже если он находится далеко. Но самые большие проблемы у героев появляются, когда они начинают вместе испытывать любовь, причем к одной и той же девушке. Двух несчастных «близнецов» сыграют Павел Деревянко и Александр Ревва.
«Выпускной» 9 октября
Еще одна картина, рассчитывающая отхватить кусок пирога, испеченного командой комедии «Горько!». На сей раз речь пойдет не о свадьбе, а о выпускном (вот так все сложно в российском кино – «День дурака» выходит в сентябре, а «Выпускной» назначен на октябрь). Сценарий написали резидент ComedyClub Александр Незлобин в содружестве с Сергеем Светлаковым и командой авторов скетчей комедийных сериалов канала ТНТ. Пугающий таглайн картины «Эту ночь ты не забудешь никогда!» и вызывающе откровенный первый тизер картины настраивают на забористый юмор и безудержное веселье, которое действительно случается в жизни только однажды – в момент перехода из детской школьной жизни во взрослую, на выпускном.
«Горько! 2» 23 октября
Вот мы и добрались до сиквела одного из самых влиятельных фильмов прошлого года. Очевидно, что, взявшись за свадебную псевдодокументалку, Жора Крыжовников не подозревал, насколько большие волны вызовет этот его «камешек», брошенный в воды представлений обывателей о самих себе и окружающих их людях. Продолжение не заставит себя ждать – ровно через год после премьеры первой картины свет увидит «Горько! 2». Только горько героям теперь станет не от любви жениха и невесты, а от внезапной кончины столь полюбившегося зрителям Наташиного отчима. Жанр, однако, драму не подразумевает – Борис Иванович вовсе не умер, таким нелепым способом он пытается скрыться от своих партнеров по бизнесу. И все бы ничего, если бы не поминки, старинная русская забава, часто выходящая за пределы скорби и траура.
«Елки 1914» 25 декабря
Еще перед выходом накануне нового 2014 года третьей части главного зимнего зрелища последних лет компания Bazelevs объявила о планах сделать два спин-оффа своих «Елок»: «Елки мохнатые» о четвероногих героях «Елок 3» и «Елки 1914», где события развернутся сто лет назад. Те, кто воспринял эти анонсы как шутку, посрамлены – если «собачьи» «Елки» пока еще не имеют твердой почвы под ногами, то «Елки 1914» вовсю снимаются и станут отличным новогодним подарком всем поклонникам альманаха. Костяк актеров останется прежним, а вот их роли будут существенно пересмотрены – создатели намерены хоть и с юмором, но приблизить зрителя к атмосфере эпохи столетней давности. Иван Ургант и Сергей Светлаков в очередной раз зададут тон повествованию, а одну из новелл снимет сам Тимур Бекмамбетов, постоянный елочный вдохновитель.
«Левиафан»
Новая лента Андрея Звягинцева пока не имеет даты российской премьеры, но поклонники кино наверняка уже в курсе того, что мировая премьера картины состоится в рамках Каннского кинофестиваля, куда фильм был принят в основную программу конкурса, уже в мае. Звягинцев известен своим строгим отношением к таинству собственного творчества, поэтому о новой картине не известно практически ничего. Съемки проходили на берегах залива в Мурманской области, а главной местной достопримечательностью стал построенный декораторами скелет огромного морского монстра, на фоне которого разворачивается драма человеческих судеб. В главных ролях задействованы Алексей Серебряков, Владимир Вдовиченков и звезда «Географа» Елена Лядова. Пожелаем Андрею и его фильму удачи и с нетерпением ожидаем российского релиза.
«Хардкор»
И еще один фильм, который пока не застолбил дату, но вызывает наш живой интерес, мы решили включить в список на особых основаниях – это «Хардкор» Ильи Найшуллера. Будущая картина интересна сразу с нескольких точек зрения: это и дебютная работа молодого музыканта в режиссерском кресле, и неожиданный образ, предложенный Даниле Козловскому, и участие колоритного зарубежного актера Шарлто Коупли, и поддержка проекта Тимуром Бекмамбетовым. Да и жанр боевой фантастики не может оставлять равнодушным – по сюжету в картине будут люди-киборги, секретные эксперименты, телекинез, танки, взрывы и в обязательном порядке любовь. Кадры со съемочной площадки, рассказы очевидцев, настроение создателей придают будущему фильму ауру большого жанрового события в отечественном кинематографе.
Такой нам представляется обойма самых многообещающих отечественных проектов, которые увидят свет до конца года. Каждый зритель может подобрать себе картину по вкусу, и будем надеяться, что создатели всех перечисленных нами лент оправдают ожидания тех, кто до последнего готов верить в конкурентоспособность современного русского кино.