Заинтриговав зрителей тайной происхождения Питера Куилла из «Стражей Галактики», режиссер цикла Джеймс Ганн в новом блокбастере «Стражи Галактики. Часть 2» знакомит публику с Эго – инопланетным отцом Куилла
Недавно мы рассуждали о том, что бывает, когда телевизионное повествование продолжается в кинофильме. Теперь пришло время поговорить о более распространенной на Западе ситуации, когда кинофильм порождает телевизионный сиквел.
Особенно часто такие проекты появляются на телеканалах компании Walt Disney, которая обожает финансовую и художественную синергию между разными направлениями своего бизнеса. Так, Disney Channel недавно начал показывать мультсериал «Рапунцель: Запутанная история», продолжающий одноименный мультфильм и рассказывающий, как заглавная принцесса привыкает к жизни во дворце. Это весьма любопытный проект, но у нас сейчас речь не о нем, а о мультсериале «Стражи Галактики», который с августа 2015 года транслируется на канале Disney XD. Он показывается в одном блоке с двумя другими мультсериалами по мотивам комиксов Marvel – «Мстители, общий сбор!» и «Совершенный Человек-паук».
Если действие телевизионных «Мстителей» и «Человека-паука» явно развивается в хоть и родственной, но параллельной вселенной по отношению к одноименным киноциклам и их события почти не связаны, то телеверсия «Стражей Галактики» была представлена публике как прямое продолжение кинофильма. Мол, если вам понравились Стражи, то вот вам 26 серий их новых приключений, которые начинаются сразу после завершения кинофильма. И это только первый сезон!
Правда, режиссер Джеймс Ганн тогда же раздраженно заявил, что «Стражи Галактики. Часть 2» не будут сюжетно связаны с мультсериалом и что зрителям не нужно будет смотреть мультсериал, чтобы подготовиться к премьере 2017 года. Действительно, теперь мы точно знаем, что «Стражи Галактики. Часть 2» и «Стражи Галактики ТВ» – это «сад расходящихся тропок». Вплоть до того, что у Питера Куилла в кино и на ТВ разные отцы, а новая положительная киногероиня Мантис (инопланетянка с парапсихическими способностями) на телеэкране – ярая противница Джей’сона и ключевая злодейка второго сезона «Стражей». Это совершенно иной персонаж, хотя и со схожей внешностью и способностями.
Чем объясняются столь радикальные различия? Очевидно, тем, что один и тот же исходный комиксный материал по-разному переосмысляется в зависимости от формата, в котором работают сценаристы. С точки зрения повествования главное различие между Эго и Джей’соном в том, что первый – персонаж-одиночка, обладающий колоссальной силой, тогда как второй – правитель космической империи, не наделенный никакими особенными способностями. Соответственно, введение в сюжет Эго не требует обрамления его побочными придворными персонажами, что удобно для кинофильма с множеством главных героев. Меньше народу – больше кислороду! При этом Эго оказывается подходящим потенциальным противником для центральных персонажей, буде отношения Питера с ним расстроятся. Чем сильнее герой как друг, тем опаснее он становится, когда превращается во врага.
Напротив, Джей’сон отлично подходит для многосерийного мультфильма, где есть время и для придворных сцен, и для семейных моментов, и для описания сложных отношений Спартакса с Асгардом. Что, в свою очередь, позволяет ввести в сюжет Тора и его семью. Для Ганна это был бы безумный перегиб – слишком большие бюджетные траты на приглашение актеров из «Тора».
Та же история с Мантис. В сериале она окружена сторонниками и пропитана тоталитарной религиозной идеологией, что делает ее удачной «многосерийной» злодейкой – достаточно могущественной, чтобы доставить героям проблемы, но недостаточно сильной, чтобы Куилл и другие не могли от нее сбежать. Для многосерийного повествования важно, чтобы схватки между героями и злодеями не всегда были решающими и чтобы одна или другая сторона в конце эпизода могла «смыться».
В фильме же Мантис – это наивное существо без друзей и идей, вполне подходящее на роль новой участницы команды Стражей (простите за спойлер, но в фильме с самого начала очевидно, что рано или поздно Мантис присоединится к главным героям). Как и другие ключевые персонажи «Стражей», Мантис на большом экране обретает смысл существования, когда знакомится с Куиллом и его командой. Возможно, у нее еще будет драматичный конфликт с Куиллом, но это сюжет для фильмов, которые еще только планируются…
Это все, впрочем, художественные соображения. А что же бизнес? Разве диснеевцам не выгодно заставить поклонников «Стражей» посмотреть как фильм, так и сериал, чтобы быть в курсе событий? Почему они позволяют проектам исключать, а не дополнять друг друга?
Конечно, диснеевцы были бы в экстазе, если бы можно было не отпускать зрителей от экранов, показывая им Стражей то в кино, но то на ТВ. Но это попросту нереально. У подростковых киноблокбастеров Marvel и канала Disney XD, предназначенного для мальчиков-младшеклассников, разная аудитория и разные возрастные рейтинги. Кроме того, в России, как и во многих других странах, Disney XD официально не транслируется (в отличие от Disney Channel), и его шоу у нас посмотреть нелегко. В отличие от блокбастеров, которые крутят во всех кинотеатрах.
Но даже если бы «Стражей Галактики» крутили по Первому каналу, лишь фанаты нашли бы время, чтобы от недели к неделе следить за приключениями героев и готовиться к кинорелизу. А вот время для того, чтобы раз в два-три года сходить в кино, могут найти многие, и это видно, когда сравниваешь продажу билетов с аудиторией телесериала. Так что если бы диснеевцы накрепко связали два повествования, то они бы существенно ухудшили свой бизнес, а не улучшили его.
Мало того, диснеевцы обязаны рассказывать на ТВ и в кино совершенно разные истории о Стражах, чтобы сериал не был спойлером для кинофильма и чтобы никто не сказал: «Я уже знаю, что у Питера за отец. Зачем мне идти в кино?» Это наилучший вариант для всех зрителей. Те, кто преданно наблюдает за экранной жизнью Питера и К, получают от диснеевцев два параллельных повествования и множество тем для обсуждения («Какая Мантис лучше?», «Выиграли ли “Стражи” от появления в сюжете Эго?»). Те же, кто лишь ходит в кино, не чувствуют, что они что-то потеряли оттого, что не смотрят телесериал. А удовольствие зрителей – залог многолетнего успеха.