Парадоксально, но абсолютное большинство людей представляет 80-е годы как некую беззаботную пору, когда все были свободны, носили яркие, неоновые костюмы и танцевали под синти-поп до самого утра. Неудивительно, что современное кино все чаще рефлексирует именно на 80-е — эпоху, которая по сей день воспринимается исключительно через призму розовых очков. Вспоминаем фильмы, которые в той или иной мере сформировали для нас безвременно ушедшее, но такое на первый взгляд счастливое время.
В пантеоне фанатов «Звездных войн» принято считать, что «Империя наносит ответный удар» — лучший эпизод галактической саги Джорджа Лукаса, с которым, увы, не могут сравниться ни последующие фильмы, ни перезапуск Джей Джей Абрамса. По большому счету пятый эпизод и правда собрал все лучшее, что было в «Звездных войнах»: здесь есть и потрясающая актерская игра, и грандиозный художественный нарратив, и самый харизматичный персонаж Лэндо Калриссиан. «Империя» Лукаса оказалась настолько хороша, что помимо личных рейтингов фанатов «Звездных войн» попала еще и в списки главных картин 80-х годов как «мать-основательница» всех последующих фильмов в жанре приключенческой фантастики.
Фантастическая трилогия Роберта Земекиса, как и бессмертная сага Джорджа Лукаса, снята в серьезном отрыве от своего времени и эпохи. Тем не менее «Назад в будущее» — все еще один из самых любимых фильмов 80-х годов. Безнадежный романтик Марти МакФлай в исполнении Майкла Джей Фокса с первой части покорил сердца зрителей, а его безбашенное гитарное соло стало лучшей рекламой для Чака Берри. Путешествия в прошлое и будущее в компании чуть сумасшедшего доктора Брауна (Кристофер Ллойд) четко отражали светлые надежды времени, когда высокие технологии находились на самом пике своего развития.
Если и есть в этом мире фильм, способный претендовать на звание классики приключенческого жанра, то это определенно «В поисках утраченного ковчега» Стивена Спилберга. Эта часть «Индианы Джонса» с достоинством выдержала проверку временем, несмотря на простые по сегодняшним меркам трюки и откровенно архаичные спецэффекты. Кроме того, «В поисках утраченного ковчега» стал своего рода «визитной карточкой» Харрисона Форда — образ авантюрного искателя приключений с безумно обаятельной сардонической улыбкой предопределил карьеру американского актера и сделал его главной звездой 80-х годов.
Самый известный фильм в режиссерской карьере Стивена Спилберга («Челюсти», простите) — научно-фантастическая драма «Инопланетянин» — можно назвать и фильмом с четким ощущением эпохи, и доброй детской сказкой на все времена. В «Инопланетянине» есть все, что когда-либо сделало Спилберга популярным: это и сильная эмоциональная связь с главным героем, и темы силы, добра и семейственности, и динамический экшен, и съемка одним планом. Но прежде всего «Инопланетянин» — это, конечно, история любви, искренней и неподкупной, которая бывает только в раннем детском возрасте.
Несмотря на все старания Стивена Кинга занизить ценность кубриковской версии «Сияния» и даже попытку выпуска собственной адаптации книги, хоррор о мрачном отеле «Оверлук» и его мертвых обитателях продолжает оставаться бесспорным образцом жанра. «Сияние», как ни странно, пугает в основном не нарративом, а тревожным ощущением чего-то ужасного, медленно подбирающегося к главным героям из дальнего угла. Кроме того, «Сияние» — это, возможно, первый популярный хоррор с важной проблематикой домашнего абьюза и спасательной инструкцией по выходу из созависимых отношений. Актерская игра Джека Николсона находится где-то на грани гениальности и абсурда — а что еще нужно для качественного ужастика?
Во вселенной есть места, куда не стоит соваться в одиночку, неизвестная планета из «Чужого» Ридли Скотта — одно из них. Как и «Империя наносит удар», сиквел «Чужого» — живое доказательство того, что сиквелы порой способны переплюнуть оригинал, а не только вторить его величию. Сигурни Уивер в роли самой сильной женщины, когда-либо побывавшей в открытом космосе, стала не только вдохновляющим примером, но и негласным символом современного феминизма. И если первый «Чужой» пугал зрителей своей неизвестностью, то «Чужие» брали откровенными сценами графического насилия, от которого кровь буквально стынет в жилах. Режиссер фильма Джеймс Кэмерон мастерски играет контрастами, сопоставляя необъятность галактики с ограниченным пространством корабля, на котором находятся главные герои.
В одной из величайших комедий всех времен призраки вторгаются на Манхэттен, а бремя спасения человечества не лежит на плечах маскулинного супергероя, а находится в руках странных гиков-недотеп, гуляющих по улице с гигантскими шлангами. И, несмотря на то что визуальные эффекты в фильме оставляют желать лучшего, комедийные перформансы Билла Мюррэя, Дэна Эйкройда, Гарольда Рамиса и Эрни Хадсона искупают все недостатки фантастической комедии Айвана Райтмана. Кроме того, «Охотники за привидениями» — настоящий кладезь эпичных сюжетных поворотов: начиная от появления гигантского зефирного человечка и заканчивая внезапной трансформацией персонажа Сигурни Уивер.
Сюжеты фильмов 80-х годов смотрели не только в будущее, но и в прошлое. И если печальный каминг-оф-эдж Роба Райнера «Останься со мной» переосмыслил 50-е годы, то «Цельнометаллическая оболочка» Стэнли Кубрика развеяла иллюзии 60-х. Снятый в двух частях фильм наглядно изображает, какие травмы наносит людям война. Наряду с такими картинами, как «Охотник на оленей» Майкла Чимино и «Апокалипсис сегодня» Фрэнсиса Форда Копполы, «Цельнометаллическая оболочка» остается самым реалистичным взглядом в прошлое, которое так упорно пытаются переписать современные учебники истории.