В своей бесконечной схватке с Голливудом французский кинопром хоть и одерживает временами локальные победы, но по большому счету все-таки уступает
Один из главных комиков в истории мирового кинематографа Луи Де Фюнес творил в то время, когда Франция если не являлась столицей мирового кино, то совершенно точно претендовала на первенство в соревновании за право носить такой титул. Актеру, а затем и режиссеру довелось сыграть в нескольких картинах, чье признание в те времена исчислялось не только собранными в кассах кинотеатров миллионами, но и целой армией поклонников, не пропускавших ни один фильм Де Фюнеса. Неумирающий интерес к тому, что делал тот великий актер, подтверждается тем, что разговоры о ремейках фильмов о Фантомасе и Жандарме, где Де Фюнес исполнил ведущие роли, ведутся уже многие годы. Вот только браться за них никто не спешит, конкуренция-то предстоит с настоящим титаном!
Многолетняя визитная карточка французского кино Жан-Поль Бельмондо получил свою известность после роли поклонника Хамфри Богарта в фильме «На последнем дыхании». Это, пожалуй, и все, что связывало знаменитого европейского актера с заокеанским Голливудом. Бельмондо сыграл почти в сотне фильмов, но с крайней неохотой выбирался за пределы родной страны, что не помешало стать ему мировой звездой. Причем роли актера не ограничивались жанром боевика, за который Бельмондо особенно любили, Жан-Поль умело сочетал экшен с драматическими работами, много времени уделял театру, а также слыл интересным собеседником. Увы, в начале 2015 года актер объявил о завершении карьеры.
Парижанка Брижит Бардо на рубеже 1950-1960-х являлась для Европы таким же секс-символом, каким в Америке числилась Мэрилин Монро. Картина «И Бог создал женщину» сделала из Бардо предмет поклонения не только во Франции, но и за ее пределами. Сыграть вместе с Брижит считалось честью и удовольствием, так что актриса за время своей двадцатилетней карьеры успела отметиться в фильмах практически со всеми мужчинами-звездами французского кино того времени. Попытка «захвата Голливуда» в середине 60-х для Бардо окончилась неудачей, но на родине не было и года, чтобы с участием звезды не выходил хотя бы один кассовый суперхит. Свою кинокарьеру Брижит закончила еще сорок лет назад, но имя ее до сих пор не сходит со страниц газет – актриса посвятила себя общественной и политической деятельности, а имя ее регулярно связывается с разного рода скандалами.
Безусловный талант, удивительная работоспособность и фантастическое обаяние стали слагаемыми успеха французского актера Алена Делона. Ворвавшийся на экраны Франции в конце 1950-х актер очень скоро обрел признание критиков и, что немаловажно, любовь зрителей – на его фильмы выстраивались очереди, огромные до неприличия даже в такой стране, как Франция. К середине 60-х Делон стал суперзвездой, диапазон его ролей был необыкновенно велик, работы отмечались престижными наградами, а от поклонников не было отбоя. На несколько лет затем Делон связал себя с американским кинематографом, но его опыт работы в Голливуде скорее принято считать неудачным. Впоследствии актер не отказывал в своем участии нескольким международным проектам, но основным местом приложения своих умений считал все-таки Францию.
Очаровательную Катрин Денев зрители полюбили сразу после ее дебюта на большом экране. Музыкальная картина «Шербурские зонтики» открыла не только Франции, но и миру нежное создание, восхитившее миллионы людей. Однако одними милыми песенками Денев не ограничилась, в ее карьере присутствовало множество серьезных драматических ролей, сделавших актрису одной из самых значимых персон французского кино второй половины ХХ века. Голливуд несколько раз пытался заполучить в свои сети роскошную блондинку, но большими успехами кинематографические путешествия Денев за океан не увенчались, зато в рекламном мире Катрин стала настоящей планетарной суперзвездой.
Француз испанского происхождения, родившийся в Марокко, Жан Рено – отнюдь не первый европейский актер, не просто отлично зарекомендовавший себя за океаном, но и ставший там своим. Тем не менее своей популярностью он обязан прежде всего тем лентам, что были сделаны во Франции. Сотрудничество с Люком Бессоном, у которого Рено снялся в «Подземке», «Голубой бездне», «Никите» и «Леоне», превратило актера в предмет интереса со стороны заокеанских студий. В отличие от многих своих соотечественников, Жан не стал ограничивать себя Европой и с большим удовольствием работает по всему миру, достойно представляя в Голливуде французскую актерскую школу. «Ронин», «Годзилла» и «Миссия: Невыполнима» – это здорово, но только Леон является для большинства зрителей настоящим Жаном Рено.
Наш теперь уже соотечественник Жерар Депардье долгое время не мог найти свое место в жизни, актерская стезя, можно сказать, вытащила будущую звезду кино с самого дна жизни. Сравнительно поздно начав сниматься, Депардье довольно быстро добился успеха благодаря своей колоритной внешности и способности без оглядки бросаться в самые провокационные проекты. К концу 80-х имя актера не сходило с афиш самых любимых фильмов по всей Европе, а дуэт с Пьером Ришаром стал одной из изюминок своего времени. Неплохо говорящий по-английски Депардье многократно пробовал себя в американском кино, но действительно значимых ролей за океаном он все-таки не сыграл. Зато внезапно стал русским актером, приняв гражданство России. Впрочем, экстравагантные выходки и высказывания уже давно не мешают славе французской звезды.
Имеющая алжирские корни французская актриса Изабель Аджани получила столь серьезную театральную практику, что ее кинотеатральная карьера просто не могла не быть блистательным триумфом. За 28 лет Аджани успела стать пятикратной обладательницей престижнейшей французской премии «Сезар» в категории «лучшая актриса» – о таком успехе можно только мечтать. Каждая картина с ее участием вызывала неизменный интерес со стороны зрителей и ажиотаж у критиков и продюсеров. Последним, надо сказать, не удалось переманить актрису за океан – любви соотечественников Аджани всегда было достаточно. Но и при этом патриотизме актриса отмечена двумя номинации на «Оскар», даже американская киноакадемия не могла не оценить столь яркий талант.
Уроженец Парижа Венсан Кассель, как ни странно, свою карьеру актера начинал в Нью-Йорке, но особого успеха не снискал и вынужден был вернуться на родину. Во Франции Кассель искал себя на протяжении почти всех 90-х, регулярно пробуя себя в самых разных жанрах и благодаря этому став одним из самых универсальных актеров своего поколения. Большой успех пришел к Венсану с началом нового века, причем интерес к Касселю стали проявлять и с другой стороны Атлантики. Сначала Кассель зарекомендовал себя озвучкой, а затем покорил Голливуд и актерской игрой. Впрочем, актер с удовольствием продолжает отдавать дань уважения Франции, играя в европейских постановках. Возможно, Голливуд и дает широкий выбор, но представить себе американского Добермана практически невозможно. Такое бывает только в Европе.
Парижанка Софи Марсо попала в кино практически случайно, отправившись за компанию с подругами на кастинг. Так в свои 14 лет девушка отметилась в яркой молодежной комедии «Бум», а еще два года спустя партнерами Марсо на площадке были уже Катрин Денев и Жерар Депардье. Даже не достигнув своего тридцатилетия, Софи уже котировалась в европейском кино как звезда первой величины, а Голливуд бомбардировал красавицу своими предложениями. Первой англоязычной лентой Марсо стало «Храброе сердце» Мэла Гибсона, затем последовало еще несколько заметных ролей за океаном, но в целом Софи вынуждена была признать: Европа любит ее гораздо больше Америки. Франция приняла актрису с распростертыми объятиями, Софи Марсо регулярно занята в ярких проектах и по-прежнему пользуется успехом у мужчин.
Парижанку Марион Котийяр кино пленило после того, как девушка попала в крохотный эпизод одного из сериалов, снимавшихся во французской столице. Магия камеры захватила Марион, и буквально за три года молодая актриса отметилась более чем в дюжине ролей, прорывной среди которых стала роль в комедии «Такси», явившей миру сразу несколько новых талантов. За последующие несколько лет Котийяр выросла в актрису национального масштаба и решила попробовать себя в Голливуде. Сотрудничество с Тимом Бертоном в «Крупной рыбе» не стало откровением, и девушка вернулась к работе в Париже. Однако несколько ярких последующих ролей вернули интерес американских продюсеров к звездочке из Франции. Сегодня Котийяр – одна из самых востребованных актрис по обе стороны Атлантического океана.
Ни один рассказ о французских актрисах, хоть сколько-то заметных среди россыпи звезд мирового кинематографического небосклона, не может обойтись без упоминания Одри Тоту, замечательной Амели Пулен из знаменитого фильма Жан-Пьера Жене. Картина превратила Тоту в кумир миллионов людей по всему миру, стали создаваться фан-клубы ее имени, персонаж стал одним из самых узнаваемых и тиражируемых в современном кино. Мировой успех Одри подкрепила еще несколькими добротными работами с европейским режиссерами, а затем на волне успеха «Амели» отправилась за океан, где сверкнула в «Коде Да Винчи», выступив партнершей Тома Хэнкса. Сопутствующий вояж в Америку (хоть фильм и снимался преимущественно в Европе) актрису не впечатлил, продолжения сотрудничества с Голливудом не последовало.