Нехватка воображения как главный диагноз космической оперы Зака Снайдера.
Мирная колония на краю Вселенной. Женщина Кора (София Бутелла) с таинственным прошлым бросает вызов галактической империи. Героиня собирает армию для борьбы с тираном Балисариусом.
Режиссер Зак Снайдер начал свою карьеру в середине 2000-х с «Рассвета мертвецов», он, вопреки всему, оставался сторонником оригинальности, пробовал себя во всевозможных жанрах. На момент выхода фильма критики с удовольствием разносили в пух и прах помпезный стиль режиссёра и его претенциозность. Впрочем, свои «пять минуты славы» Снайдер всё же получил, хоть и с запозданием: Кристофер Нолан недавно заявил, что «Хранители» опередили время, «300 спартанцев» и «Запрещённый приём» справедливо обрели культовый статус, фанаты выходили на тропу войны с Warner Bros, чтобы те выпустили режиссёрскую версию «Лиги справедливости». В последние годы автор обосновался на Netflix — вполне логичная остановка с приличным чеком. Единственный минус: часто артистам приходится жертвовать душой и креативностью, но волнует это единицы, Снайдер не из них. Из-за этого его новая дилогия «Мятежная Луна» похожа скорее на древнегреческого Икара: высоко летит, амбициозно плавит крылья и оглушительно проваливается.
Запускает «Луну» голос Энтони Хопкинса: актёр озвучивает робота Джимми и поверхностно знакомит аудиторию с Материнским Миром, очередной версией далёкой-далёкой Галактики. Тут и гнёт Империума с правителем Балисариусом (Фра Фи), и бравые анонимные «мятежники», мечтающие покончить с тиранией и начать жить в мире. Для успеха фильма есть все вводные: скудный ворлдбилдинг, бывшая солдатка Кора, проходящая через стадию искупления (теперь героиня занимается земледелием и зерновыми культурами), её друзья-изгои из всех уголков космического пространства.
«Мятежная Луна» зародилась в конце 1990-х. Тогда начинающий клипмейкер Снайдер вместе с товарищем-сценаристом Куртом Йонстадом был вдохновлён Акирой Куросавой и его «Семью самураями» (последние здесь выступают в качестве референса, демонстрируя широчайшие синефильские познания создателей). Решив скрестить задумку с вселенной «Звёздных войн», режиссёр представил планы руководству Lucasfilm, где очередную космическую оперу не оценили (у неё есть своя). 25 лет ушло на поиски финансирования и реализацию максимально конвенциональной истории — мелкой, незначительной, давно утратившей ценность для самих авторов. За 135 минут персонажи бьются в конвульсиях, седлают галактических гиппогрифов, вступают в борьбу с коварным адмиралом (исчерпавший себя на злодейские образы Эд Скрейн). Спецэффекты скромные, стоят явно меньше, чем у коллег из Marvel, — экономия вызывает уважение. София Бутелла с боевой хореографией и подобием харизмы вытягивает хронометраж на себе, как и звезда «Облачного атласа» Пэ-Дуна — вот кто по-настоящему и давно заслуживает сольного проекта. Другие участники актёрского состава — от Чарли Ханнэма до негласно бойкотированного в Голливуде Рэя Фишера (Киборг из «Лиги справедливости») — мельтешат перед глазами без особой цели.
При желании вину за провал можно возложить на коварных стриминговых боссов, не давших Снайдеру воплотить драгоценную идею. Но проблема проще и одновременно глубже: кризис проистекает от регулярного донкихотства режиссёра, его творческих порывов и иллюзий. Если фильм проваливается, а у Снайдера это частая практика, то он начинает апеллировать к возникшим на стадии продакшена ограничениям и ни слова не скажет про собственную несостоятельность. Кейс «Луны» доказывает: не каждая идея заслуживает дойти до экранов, какое бы имя ни украшало титры. Снайдер забывает отделить зёрна от шелухи, вступает в бой с бездушной машиной — и сам становится её частью. «Мятежная Луна» испытывает терпение аудитории, плюёт на нарратив, прикидывается рождественским подарком с «детским» рейтингом PG-13. Распаковывать такой презент совершенно не обязательно, проще передарить преданным фанатам режиссера, пусть хоть они порадуются.
Сиквел «Мятежной Луны», «Дарующая шрамы», выходит на Netflix 19 апреля.