16 марта французской актрисе театра и кино Изабель Юппер исполняется 71 год. Она провела на сцене больше 53 лет, работала с такими знаменитыми режиссерами, как Михаэль Ханеке, Франсуа Озон, Пол Верховен и Йоаким Триер, не раз становилась лауреаткой Берлинского, Венецианского и Каннского кинофестивалей. Изабель Юппер заслуженно считается одной из самых успешных актрис французского кино — на данный момент она снялась в 150 картинах, и это не предел.
По версии The New York Times Изабель Юппер занимает второе место в списке 25 лучших актеров XXI века. Рассказываем о самых безумных ролях талантливой актрисы и выставляем их по порядку — от рядового помутнения до неповторимой одержимости.
10-е место: Мстительная учительница
В 2017 году на кинофестивале в Локарно состоялась премьера комедийно-драматической картины Сержа Бозона «Миссис Хайд», где Изабель Юппер исполнила главную роль скромной и потерянной учительницы физики Мари Жекиль, в которую однажды попадает удар молнии, и та становится совершенно другим человеком.
Разряд электричества напрямую влияет на физическое и ментальное состояние героини. Она больше не Мари Жекиль — теперь по улицам бродит властная и жаждущая мести мадам Хайд. Ученики сразу же замечают перемены в давно знакомом образе, ведь учительница больше не терпит хихиканий и шепотков. Особо непонятливых ждет крайне незавидная участь — мадам Хайд не только уверена в себе, но и обладает сверхъестественным даром поджигать все вокруг одним только прикосновением…
9-е место: Обаятельная секс-работница
Французская криминальная драма Бенуа Жако, снятая по мотивам одноименного романа Джеймса Хэдли Чейза, не пришлась по душе критикам, однако Изабель Юппер снова собрала овации.
Актриса исполнила роль секс-работницы, которой не посчастливилось встретиться с фальшивым драматургом Бертраном. В прошлом юноша тоже работал в секс-индустрии, но после того, как один из клиентов умер от сердечного приступа у него на глазах, Бертран собрал ценные вещи в мешок (включая новенькую пьесу) и сбежал с места событий. Украденные рукописи принесли славу и деньги, но, чтобы удержаться на плаву, Бертрану необходимо было написать что-то новое. Встреча с героиней Изабель Юппер вдохновляет юношу, но он даже не догадывается, какие тайны хранит его муза.
8-е место: Жертва насилия с сомнительным прошлым
В 2016 году Изабель Юппер снялась в фильме «Она» — первой картине Пола Верховена на французском языке. Триллер основан на романе Филиппа Джиана. Актриса прочла книгу и сама изъявила желание сыграть главную роль, в то время как десятки известных американских актрис на тот момент уже отклонили предложение режиссера — история показалась им слишком мрачной.
Юппер сыграла Мишель — состоятельную владелицу крупной компании по разработке видеоигр. Жизнь героини сложно назвать счастливой: с мужем в разводе, сын стал взрослым и почти перестал уделять время. Все меняется, когда в квартиру героини врывается неизвестный мужчина в черном. Насилие оставляет свой отпечаток — после произошедшего Мишель начинает видеть преступника в каждом встречном, но почему-то не обращается в полицию. Но однажды человек в черном возвращается.
7-е место: Преподавательница музыки в поисках унижений
В 2001 году Изабель Юппер впервые снялась у Михаэля Ханеке. За пару лет до этого режиссер уже обращался к актрисе с предложением сыграть одну из главных ролей в триллере «Забавные игры», но получил отказ — Юппер тогда посчитала сценарий неподходящим.
Роль преподавательницы музыки, которая вступает в сомнительные отношения с учеником, тоже поначалу показалась актрисе не самым привлекательным вариантом, но после того, как Ханеке признался, что не будет снимать «Пианистку» без Юппер, актриса все-таки приняла предложение. И не зря: на Каннском кинофестивале она получила награду за лучшую женскую роль.
6-е место: Заботливая вдова с психопатическими наклонностями
В триллере лауреата премии «Оскар» Нила Джордана Изабель Юппер исполнила роль тихой и скромной вдовы по имени Грета, одиноко проживающей в уютном домике с чайным сервизом, кружевами и пианино. Однажды в гости к Грете заходит Фрэнсис — юная студентка, которой не посчастливилось найти в метро сумочку главной героини. Грета мгновенно очаровывает Фрэнсис, они договариваются о новой встрече. Но чуть позже студентка находит в шкафу вдовы десяток аналогичных сумочек, за каждой из которых закреплен свой номер.
Несложно догадаться, что и тут Юппер досталась роль женщины с психопатическими наклонностями. Фильм стоит посмотреть как минимум ради безумного танца актрисы, которым она пытается убедить частного сыщика в том, что у нее «все в порядке».
5-е место: Эмоционально неуравновешенная леди, которая пытается покончить с собой
Драма «Малина» (с ударением на последний слог) — первое творческое объединение немецкого режиссера Вернера Шретера и Изабель Юппер. Актриса исполнила роль эмоционально неуравновешенной женщины, которая убеждена, что должна покончить с собой. Партнер по имени Малина изо всех сил пытается пресечь попытки любимой, но чем больше времени проходит, тем более опасные пути выбирает героиня, чтобы встретиться со Смертью.
«Малина» — драма с элементами фантастики и детектива, легко балансирующая между кристальной ясностью и алогичным безумием. Никто, кроме Юппер, не смог бы так точно сыграть стремительно теряющую рассудок женщину, страдающую от собственных пугающих воспоминаний.
4-е место: Эксцентричная убийца
«Пиво, квашеную капусту и четыре сосиски», — Одетт Шометт делает заказ и выжидающе смотрит на собеседниц. На этот раз героиня Изабель Юппер играет самую настоящую убийцу — она заявляется в дом к молодой актрисе Марлен Вердье, чтобы обвинить ее во лжи. Несколько недель назад Вердье призналась в убийстве продюсера, но ее не только оправдали, но и представили в качестве жертвы. Судебный процесс принес актрисе невероятную известность — теперь она получает лучшие предложения и зарабатывает миллионы. Но за что? Ведь на самом деле Вердье никого не убивала — это сделала мадам Шометт.
Изабель Юппер, как и всегда, легко справилась с самой эксцентричной ролью в картине. Мадам Шометт прекрасно знает себе цену, и убийство для нее — это далеко не предел.
3-е место: Преступница, обвиняемая в попытке отравления родителей
В фильме Клода Шаброля «Виолетта Нозьер», снятом по мотивам одноименной книги Жан-Мари Фритера, Изабель Юппер сыграла главную роль восемнадцатилетней французской преступницы, которая ради наследства решила отравить собственных родителей. История Нозьер широко известна во Франции — это дело часто разбирается на парах по криминалистике, а образ девушки вдохновляет поэтов во всем мире, в том числе Поля Элюара, который посвятил ей строки в 1933 году.
Юппер на момент съемок было 25 лет. Она мастерски справилась с ролью юной преступницы — уже тогда было ясно, что у актрисы есть врожденный талант играть странных, непонятых и порой чрезмерно жестоких женщин.
2-е место: Девушка, сознание которой распадается на части
Одной из самых сложных и противоречивых работ Изабель Юппер стала двойная роль сестер Марии и Магдалены в фильме Вернера Шретера «Двое». Не пытайтесь увидеть в картине, полной гипнотического безумия, легкую и понятную историю о поиске сестры — режиссер намеренно сгущает краски и лишает всякой возможности отделить Марию от Магдалены.
Однажды Магдалена узнает, что она приемная дочь, а где-то в мире у нее есть мать и сестра-близнец. Девушка отправляется на поиски родных, но процесс буквально сводит героиню с ума. Фильм Шретера — это ловушка. Здесь вы никогда не узнаете, что случилось на самом деле, а что было лишь плодом воображения героев. Изабель Юппер изумительно справляется с двойной ролью и с видимой легкостью погружается в хаос вымысла и реальных воспоминаний.
1-е место: монахиня-нимфоманка
«Вы курите?» — спрашивают у героя Мартина Донована, только что выпавшего из окна. «Я не знаю», — отвечает он. Потерявший память Томас непонимающе смотрит на девственницу-нимфоманку и бывшую монахиню Изабель, которая минуту назад писала очередной порнорассказ. Она его единственный шанс найти дорогу назад и узнать, кто он и что случилось. Героине Юппер предстоит не только помочь незнакомцу вернуть пропавшие воспоминания, но и невольно стать частью опасного криминального мира, где стоит рассчитывать только на счастливые случайности и помощь с неожиданной стороны.
Фильму Хэла Хартли «Дилетанты» не повезло — он вышел в прокат в один год с культовым «Криминальным чтивом» и, увы, так и остался в тени фестивального хита Тарантино. Но дайте «Дилетантам» шанс: сложные перипетии, яркие герои и талантливо написанный сценарий ничуть не уступают Каннскому лауреату, а игра Юппер и вовсе не вызывает ничего кроме восхищения.