Смерть главного или второстепенного персонажа в фильме может выступать как катализатором для развития сюжета, так и долгожданной, мучительной кульминацией перед печальным финалом. Одни смерти забываются быстро, другие же остаются в нашей памяти навсегда. И несмотря на то, что переживание кончины любимого героя — ощущение не из самых приятных, оно так или иначе дарит зрителям наполнение, а фильму — смысл. В нашем новом материале вспоминаем самые запоминающиеся и болезненные смерти в истории современного кино.
Осторожно, в тексте возможны спойлеры.
Элли
В рамках обсуждения самых печальных кончин на широком экране сложно не вспомнить об открывающей сцене пиксаровского мультфильма «Вверх» от режиссера Пита Доктера. В этом кратком, практически неуловимом флешбэке главного героя — пенсионера Карла Фредриксена (Эдвард Аснер) — перед зрителями раскрывается трогательная история первой любви, которая превращается в полноценные, взрослые отношения, а потом и вовсе — брак длиною в жизнь. Увы, сердце супруги Карла Элли останавливается слишком рано, герой с трудом переживает обрушившееся на него одиночество. Для зрителей же начальная сцена «Вверх» оборачивается поистине экзистенциальным переживанием, которое подталкивает к осознанию скоротечности собственного существования. Очевидно, это не то, что обычно ждешь в первые пять минут просмотра детского контента, оттого внезапный поворот в судьбе Карла Фредриксена воспринимается еще болезненнее.
Брукс Хэтлен
Драматические экранизации Стивена Кинга, в отличие от хорроров, редко бывают плохими. Это, в частности, касается «Побега из Шоушенка» Фрэнка Дарабонта. Сюжет картины разворачивается вокруг вице-президента крупного банка Энди Дюфрейна (Тим Роббинс), несправедливо обвиненного в убийстве супруги. Главный герой попадает в тюрьму под названием Шоушенк, где знакомится с другими заключенными. Одним из товарищей Энди становится Брукс Хэтлен (Джеймс Уитмор), заведующий местной библиотекой. Проведя за решеткой более пятидесяти лет, Брукс по решению судебной комиссии отправляется на свободу, которая в его случае не кажется столь уж долгожданной. После выхода из тюрьмы Хэтлен отправляет Дюфрейну грустное письмо с рассказом о сложностях в адаптации к новому миру, где он больше не чувствует себя как дома. Увы, соприкосновение с реальностью оказывается для Брукса слишком большим испытанием, которое он не в силах перенести. Как и в мультфильме «Вверх», смерть персонажа происходит в самом начале «Побега из Шоушенка», когда зритель ни эмоционально, ни морально не готов к большим потерям.
Семья Тедди
Самая тяжелая сцена в «Острове проклятых» Мартина Скорсезе также имеет оглушающий эмоциональный эффект из-за сюжетного плот-твиста, связанного с судьбой главного героя, американского маршала Тедди Дэниелса (Леонардо ДиКаприо). Большая часть «Острова проклятых» снята в стиле нуарного детектива: двое полицейских отправляются в психиатрическую клинику Эшклифа для расследования исчезновения убийцы Рэйчел Соландо (Эмили Мортимер). По мере развития событий Тедди понимает, что сам является пациентом этой больницы, но самое ужасное открытие заключается в том, что супруга и трое детей главного героя мертвы. Внезапно осознавший реальность Тедди переживает настоящий эмоциональный катарсис, заново вспоминает тот злополучный трагический день и больше никогда не будет прежним. При этом зрителям соприкоснуться с душевной трагедией Тедди довольно легко, ведь они, как и главный герой, узнают печальную правду лишь в самом финале.
Добби
Две заключительные части волшебной франшизы Warner Bros. ощущаются гораздо мрачнее и сложнее предыдущих, в новом противостоянии Гарри Поттера (Дэниэл Рэдклифф) и Волан-де-Морта (Райф Файнс) ставки как никогда высоки. Смерть традиционно уносит с собой самых лучших, однако кончина домовика Добби стоит особняком среди прочих. Большая часть фанатов книг была готова к такому повороту событий, и все же прощаться с Добби было по-настоящему нелегко — частично из-за надрыва, с которым режиссер Дэвид Йейтс снял финальную сцену на пляже у коттеджа «Ракушка», частично из-за невероятно милой анимации домовика, больше похожего на детскую игрушку. С самого начала фильма «Гарри Поттер и Дары смерти. Часть 1» авторы не особо церемонились с аудиторией, то и дело убивая какого-нибудь знакового персонажа. Однако потеря совы Букли оказалась слишком смазанной, а смерти профессора Грюма (Брэндон Глисон) или Ремуса Люпина (Дэвид Тьюлис) и вовсе остались за кадром.
Билли, Дэн, Аманда, Ирэн
Еще одна экранизация Стивена Кинга, которую просто невозможно вычеркнуть из памяти (даже если очень захочется). Мистическая драма «Мгла» Фрэнка Дарабонта разворачивается в небольшом провинциальном городке, его жители сталкиваются с загадочным природным явлением — туманом, в недрах которого прячутся кровожадные инопланетные монстры. Как это часто бывает, выжить в неравной схватке с жуткими пришельцами удается далеко не каждому, однако пятерым героям — Дэвиду Дрэйтону (Томас Джейн), его сыну Билли (Нэйтан Гэмбл), соседу Дэну (Джеффри ДеМанн), а также учительницам Аманде (Лори Холден) и Ирэн (Фрэнсис Стернхаген) — удается сбежать. Увы, недолгое ликование выживших обрывается досадным осознанием того, что от инопланетян не скрыться, рано или поздно они сами станут добычей. Тогда Дэвид принимает сложное решение «облегчить» страдания других, в том числе и собственного сына. Однако по-настоящему шокирующей сцену делает тот факт, что через минуту после убийства Дэвид встречается с военными, спешащими на помощь пострадавшим от инопланетного тумана. Этой концовки не было в оригинальной повести Кинга, сюжетный плот-твист целиком и полностью принадлежит фантазии Дарабонта, который определенно знает толк в человеческих трагедиях — спустя годы «та самая» сцена из «Мглы» стала визитной карточкой фильма.
Пассажиры «Титаника»
Многие вспоминают «Титаник» Джеймса Кэмерона в контексте романтических взаимоотношений Роуз (Кейт Уинслет) и Джека (Леонардо ДиКаприо), отмечая смерть последнего как самый тяжёлый момент фильма. Тем не менее длительное путешествие пассажиров «Титаника» к далекому, но неизбежному морскому дну кажется не менее душераздирающей частью сюжета. Несмотря на то что большинство погибших являются массовкой, их общий страх и смирение перед грядущим не могут не вызвать эмпатию со стороны аудитории. С помощью многочисленных джам-катов Кэмерон показывает сотни пассажиров — мужчин и женщин, молодых и старых, бедных и богатых, — оказавшихся лицом к лицу перед единой трагедией. В очередной раз напоминая зрителям о том, что смерть не жалеет никого. В отличие от персонажа ДиКаприо, у многих из этих людей даже не было шанса попасть на спасательную шлюпку. А у Джека и Роуз в будущем все равно бы ничего не вышло.
Муфаса
Сложно составить топ самых душераздирающих сцен смерти в истории кино без упоминания этого мультфильма. Несмотря на свою архаичность, диснеевский «Король лев» продолжает оставаться образцом драматургии высочайшего класса — а все потому, что в создании картины использовалась старая добрая покадровая анимация, наделяющая персонажей абсолютно уникальной мимикой. Шокирующая смерть лидера прайда Муфасы (Джеймс Эрл Джонс) в результате не менее шокирующего предательства со стороны Шрама (Джереми Айронс) разворачивается в невероятной динамике, такой накал страстей едва ли можно воссоздать в обычном художественном фильме. И тем не менее он вполне реален для мультфильма. При этом смерть Муфасы — лишь тизер к моменту, который по-настоящему разобьет сердца аудитории. Реакция маленького Симбы (Джонатан Тейлор Томас) на произошедшее — тот самый эмоциональный крючок, вызывающий потоки зрительских слез. При этом точно такая же сцена в адаптации «Короля льва» 2019 года элементарно не работает, не сколько потому что всем известен поворот сюжета, сколько потому что персонажи, напоминающие реальных, а не анимированных животных, просто не способны передать человеческие чувства.