Научная фантастика по-прежнему доминирует в большом развлекательном кино, о чем сообщает успех и второй «Дюны», и сиквела «Аватара», и последних «человеков-пауков» с изобилием мультивселенных. Но всегда существуют фильмы в жанре сай-фай, которые не только собирают большие кассы, но и раздвигают границы жанра, предлагают новое видение и находят креативные решения для преодоления ограничений в бюджете. К счастью, в текущем десятилетии уже хватает картин, которыми можно гордо украшать жанровый пантеон фантастики.
«Нет» Джордана Пила вошел в кинематограф в статусе одного из самых неоднозначных сай-фаев последних лет. Постановщик остроумного хоррора «Прочь» пошел на причудливый гибрид – Пил соединил концепт фильма о вторжении пришельцев с вестерном, попутно скрещивая комедию с хоррором. Брат Оджей (Дэниэл Калуя) и его сестра Эмеральд (Кеке Палмер) хотят снять на камеру НЛО, чтобы разбогатеть и разузнать подробнее о странной летающей тарелке, посещающей их ранчо.
«Нет» насыщен художественными образами, скрупулезно снятыми Хойте Ван Хотейном – оператором фильмов Кристофера Нолана: дрессировщик на коне против огромного корабля, таинственная инопланетная субстанция, раскинувшаяся как медуза и засасывающая людей на фоне пустынных ландшафтов Калифорнии. И генеральная идея – попытка поймать явление на камеру и вымолвить знаменитые фаустовские строки: «Остановись, мгновение! Ты прекрасно». Похоже, тяга схватить образ так и остается главной творческой мотивацией кинематографистов уже более века.
Брэндон Кроненберг продолжил дело Дэвида – отца и по совместительству автора культовых боди-хорроров, сняв пугающий сай-фай о том, как технологии берут наши тела под контроль. «В чужой шкуре» повествует о корпорации, которая нанимает исполнителей для убийств и благодаря мозговым имплантатам дает возможность оказаться в теле другого человека. Брутальный экспериментальный хоррор младшего Кроненберга по ритму, стилю и содержанию похож на такие фильмы-предупреждения, как «Видеодром» и «Сканнеры» – размышления о технологиях будущего неизбежно сопровождаются утратой собственного «я». Лента делает ставку на практические эффекты и приоткрывает зловещий мир корпораций и их манипулятивных технологий – фантастика, от которой становится неуютно на телесном уровне.
Солдат спускается в подземелье и проходит через кошмары постапокалиптического мира. Реальность похожа не то на ад в сочинении Данте Алигьери, не то на Тартар: жуткие существа, индустриальные машины, бесперебойная циркуляция смерти и страданий. Так выглядит мультфильм Фила Типпетта — известного супервайзера по спецэффектам, который приложил руку к «Парку Юрского периода», «Звёздным войнам» и «Робокопу», а затем потратил 30 лет, чтобы поставить научно-фантастический проект мечты. И все – в технике покадровой анимации (она только усиливает ужас бестиария на экране), над которой Типетт скрупулезно работал в своем цеху. «Безумный бог» справляется с задачей без слов, выгуливая зрителя по тошнотворному, пульсирующему миру – действительно уникальному и поразительному. Настоящий подарок для любителей старой аналоговой фантастики, не говоря уже о том, что это самый жуткий анимационный опыт в вашей жизни.
Джессика (Тильда Суинтон) регулярно просыпается ночью от глухого и таинственного звука. Женщина отправляется в странствие, чтобы распознать его значение. Казалось, какое место научной фантастике в «Памяти» – медленном фильме тайского режиссера Апичатпонга Вирасетакула, где камера два часа снимает Суинтон среди колумбийских пейзажей? Но сквозь медитативный ритм Вирасетакул выводит нас на неожиданную тропу – для него нет никаких ограничений ни в жанрах, ни в способах подачи материала. «Память» – сокрушительный аудиовизуальный опыт, попытка задействовать широкие спектры зрительских восприятий, что сближает картину скорее с медиаискусством, нежели скинематографом. Смешанный набор эмоций после просмотра, пожалуй, следует считать тоже своего рода фантастическим переживанием.
Зрители уже искушены историями о Робинзоне Крузо в жанре научной фантастики (как пример «Марсианин» с Мэттом Деймоном). Но режиссера Мигеля Сапочника это не остановило – его лента рассказывает о робототехнике Финче (Том Хэнкс), который выживает в постапокалиптическом мире вместе с собакой и роботом. Не предлагая, по сути, ничего нового в жанре, «Финч» очаровывает своим оптимизмом и надеждой – даже в мире, где гуманистические ценности отменили и победила разруха. Хэнкс снова воплощает типаж добродетельного героя в суровых обстоятельствах, твердо стоя на страже всех романтических одиночек и трудоголиков (учить робота добродетели – первостепенная задача в заданных фильмом условиях). Пусть «Финч» и не воспитает будущие поколения, но явно украсит портретную галерею кинофантастики 2020-х.
Оскароносный «Все везде и сразу» оставил после себя ударную волну – и в научной фантастике, и в развлекательном кино в целом. Режиссеры Дэниэл Шайнерт и Дэн Кван остроумно переосмыслили концепцию мультивселенных, которая из способа оживить популярных героев (как в лентах Marvel) превратилась в концептуальный прием. Эвелин (Мишель Йео), американка китайского происхождения, проводит жизнь в постоянной борьбе с неудачами в бизнесе, семейными неурядицами и риском финансового разорения. Но ей открываются мультивселенные – единственный способ спасти свою реальность, восстановить порядок в жизни и отношения с семьей. Триумф креатива и звездный час для студии А24 – «Все, везде и сразу» стал супергероикой не из комиксов, превзойдя почти все, что было до него. Попутно фильм не только переосмыслил научно-фантастический жанр, но и ловко обработал стилистику «Матрицы», эстетские драмы Вонга Карвая и хореографию разудалых гонконгских боевиков.
Снятся ли андроидам электроовцы? Чуть ли не главный вопрос в современной научной фантастике. Южнокорейский режиссер Когонада уверенно расширяет тему в фильме о недалеком будущем, где муж и жена (Колин Фаррелл и Джоди Тернер-Смит) пытаются починить андроида Янга, который для их маленькой дочери (Малеа Эмма Тяндравиджайя) стал практически близким родственником. «После Янга» – меланхоличная драма о ландшафте будущего, где люди и технологии тесно переплелись, а вопрос собственного «я» стал звучать еще острее. Семья как фундаментальный общественный институт – главная тема, отталкиваясь от которой Когонада развивает свой очаровательный фильм-размышление. Лента не теряет лаконичности и оставляет после просмотра теплые эмоции – подобных температур отчаянно не хватает футуристическому кинематографу, заразившему зрителей ледяными перспективами будущего.
Одинокий Пес приобретает антропоморфного робота-друга, с которым теперь может вместе исследовать Манхэттен 80-х годов. Но из-за похода на пляж верный спутник ломается, и Пес снова остается один. Пока Disney и Pixar слегка забуксовали и не могут выдавать один шедевр за другим, испанский аниматор Пабло Берхер берет дело в свои руки. «Мечты робота» – еще более душераздирающая вариация на тему «Стального гиганта», в которой нет места драматизму и надуманной сказочности. Яркий, но непритязательный с точки зрения стиля и рисовки мультфильм Берхера не по-детски осмысляет феномен одиночества и расставания, перенеся действие в научно-фантастическую фактуру, в сознание искусственных машин, которые тоже испытывают весьма специфические, но понятные нам переживания. «Мечты робота» получили отличный прием среди критиков и явно заслужили признания куда более широкого круга зрителей.
От "Финча" хочу отговорить: очень скучный. В первой трети чувак тупо делает робота и разговаривает с собакой, ну такое. И дальше особо лучше не становится, в плане сюжета и идеи очень слабо