С 20 февраля по 1 марта в Германии пройдёт ежегодный кинофестиваль Берлинале. Перед тем как мы начнем рассказывать о фильмах с места события, знакомим вас с самыми ожидаемыми картинами смотра.
«Дау. Наташа» ещё не получил прокатного удостоверения в России (и не факт, что получит), поэтому показ в Берлине для Хржановского и его масштабного проекта, выросшего из фильма о жизни Льва Ландау, кажется особо важным. Это лишь часть гигантского перформанса, но уже тот факт, что даже его фрагмент добрался до относительно широкой публики, не может не радовать. Теперь появился шанс оценить уровень жестокости и шок-контента и понять, действительно ли были причины запрещать картину в России (и оставили ли авторы ту самую сцену с изнасилованием в КГБ).
Абель Феррара возвращается в строй. Даже после неудачной краудфандинговой кампании по поиску средств на фильм «Сибирь» ветеран авторского кинематографа смог доснять кино со своим любимым актёром Уиллемом Дефо в главной роли. В основе фильма лежит «Красная книга» Карла Юнга, а сам Феррара описывает картину как кино о метафорическом изгнании. Учитывая своеобразность его последних фильмов (особенно автобиографического «Томмазо»), «Сибирь» по зрительскому опыту на этом фестивале может вполне сравниться с мудрёным долгостроем Хржановского.
Американский режиссёр с украинскими корнями Вадим Перельман, который знаком нашему зрителю благодаря сериалу «Измены», снял фильм о холокосте. В центре сюжета этой картины бельгийский еврей Жиль Кремье, оказавшийся в концентрационном лагере и выдающий себя за перса. Местный повар Клаус Кох хочет выучить персидский язык и после войны открыть ресторан в Иране, поэтому берёт Кремье к себе в учителя. Учитывая, как мастерски Перельман умеет разворачивать сложные межкультурные конфликты, его новый фильм обещает быть любопытным.
Талантливый жанровый режиссёр Тим Саттон, который снял фильм о теракте в Орора «Тёмная ночь» и триллер про бои без правил «Все пути ведут в Доннибрук», готовится удивить фестивального зрителя своим новым проектом Funny Face. Он расскажет о мести героя в маске в локациях Бруклина и поднимет проблему джентрификации. Скорее всего, драмы здесь будет больше, чем элементов revenge-фильма, однако Саттон со своей работой почти наверняка преподнесёт сюрпризы и вскроет много неприятных общественных проблем.
Виктор Косаковский, полюбившийся отечественному зрителю после «Акварели», берётся за новый смелый проект. Его цель — понять, что ощущают животные, которых люди употребляют в пищу (отсюда, собственно, и название — одним из героев является свинья по кличке Гунда), посмотреть со стороны на то, как человек обращается с другими живыми существами, и задать важные этические вопросы. Одним из продюсеров, кстати, выступает Хоакин Феникс, а само кино покажут в рамках нового конкурса Encounters.
Первый и последний режиссёрский проект знаменитого композитора Йохана Йоханнссона, ушедшего из жизни в 2018 году, с Тильдой Суинтон в роли рассказчика и балканскими памятниками на местах концлагерей как главными предметами внимания оператора. У автора были грандиозные планы: снять чисто монтажное кино, воспроизведённое в концертных залах с живой музыкой. Нас ожидает поистине странное зрелище: фильм основан на научно-фантастическом романе Олафа Стэплдона и фотоальбоме Яна Кемпенарса, а снят на 16-миллиметровую чёрно- белую пленку.
Маттео Гарроне обещает, что его версия старой сказки о деревянном мальчике будет близка к мрачному оригиналу. Вспоминая его прошлую работу «Страшные сказки» с недетскими пугающими историями, поверить в это довольно просто. Скорее всего, ревизия будет проведена с успехом: на фоне диснеевской классики и грядущего проекта Земекиса кино итальянца, тяготеющего к абсурдизму и жутким одиозным образам, выделяться будет однозначно.
«Пепел самый чистый белый» — прошлый фильм китайского мастера режиссуры Цзя Чжанкэ — фестивального признания не получил, но зрителям запомнился. У его новой картины «Плавание, пока море не станет синим», впрочем, есть все шансы прогреметь на грядущем фестивале. Документальная работа расскажет о трёх знаменитых национальных романистах, собравшихся в одной деревушке и рассуждающих о литературе и жизни. В секции Berlinale Special этот фильм, пожалуй, самый любопытный.
Ещё один примечательный представитель секции Berlinale Special — фильм Эндрю Левитаса «Минамита». Основанное на реальных событиях кино расскажет о фотографе Уильяме Юджине Смите, по поручению журнала Life отправившемся в японский городок Минамита, страдающий от экологической катастрофы. Опыта у режиссёра, возможно, не так много (Левитас известен прежде всего как художник и скульптор), однако подкупает здесь не только тематика, но и Джонни Депп, исполняющий роль того самого Уильяма Юджина Смита. Даже если кино окажется слабее ожидаемого, думается, можно рассчитывать на яркий перформанс актёра.
Для своего нового оригинального проекта студия Pixar выбрала довольно необычное место. В Berlinale Special места, кажется, хватит самым странным фильмам, но история об эльфах, живущих в мире, где больше нет магии, всё равно может растопить зрительские сердца. «Вперёд» поставил режиссёр Дэн Скэнлон, ответственный за «Университет монстров», а персонажей озвучили знаменитые Том Холланд, Крис Пратт и Октавия Спенсер. Вполне возможно, этот мультфильм окажется среди новых номинантов киноакадемии.
Ветеранка режиссуры Салли Поттер, как и Абель Феррара, останавливаться не собирается. Спустя три года после фильма «Вечеринка» она готова представить свой проект под названием «Неизбранные дороги». Вопросы творца и личности, любви и искусства здесь, судя по всему, в сюжете займут важнейшие места, а задавать их будут люди максимально талантливые — Хавьер Бардем, Эль Фэннинг и Сальма Хайек. А оператором вообще выступил Робби Райан, известный по работе над «Фавориткой» и «Брачной историей».
Инди-режиссёрка Келли Рейхардт представляет костюмированную драму «Первая корова», основанную на романе Джонатана Реймонда. Время действия — 1820 год, место — Орегон. Повар и его коллега-иммигрант создают бизнес, но его успех зависит от коровы, принадлежащей местному богачу. Номинально это кино — проект студии А24, а значит, фанаты фильмов компании наверняка найдут много причин для радости. Впрочем, даже без этого контекста «Первая корова» выглядит любопытно: как минимум из-за оператора Криса Бловелта, снявшего «Середину 90-х».