Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWvoHrnWEQ Okko Okko
Рецензии

Рецензия на фильм «Плохой Санта 2»

Посредственная попытка повторить уникальное сочетание душевности и цинизма первого «Плохого Санты»

Добавить в закладки
Сбрось маму с поезда!

Трейлер

Пожилой взломщик сейфов Уилли (Билли Боб Торнтон) снова в тяжелой депрессии. От самоубийства его спасает лишь посылка от бывшего подельника Маркуса (Тони Кокс), освободившегося из тюрьмы, где он сидел за покушение на убийство Уилли. Маркус заверяет, что не держит на Уилли зла, и предлагает вновь надеть новогодние костюмы и ограбить заведение, где под Рождество скапливается большая сумма наличных. На сей раз он присматривается к благотворительной организации, которая присваивает деньги, собранные для помощи бездомным. Уилли нехотя соглашается, но чуть не бросает дело, когда узнает, что третьим членом банды будет его мать Санни (Кэти Бейтс) – ужасная женщина, по вине которой Уилли вырос преступником и мизантропом.

Кадр из фильма "Плохой Санта 2"

Изначально предполагалось, что в сиквеле Уилли столкнется со своим отцом, но сценаристы решили, что «ужасная мама» будет смешнее «ужасного папаши»

Есть истории, которые так и хочется продолжить, а есть истории, которым сиквелы противопоказаны. Вспомним скандальный сиквел «Иронии судьбы», создатели которого перечеркнули трогательный хеппи-энд классической картины, чтобы заменить его своей сюжетной линией. Мол, та счастливая концовка быстро сдулась, но теперь-то у героев все точно сложится, голову на отсечение даем! Так с поклонниками поступать, конечно, не годится.

Кадр из фильма "Плохой Санта 2"

Уилли говорит, что родился в 4 августа в штате Арканзас. Это день и место рождения Билли Боба Торнтона, сыгравшего Уилли

«Плохой Санта 2» устроен по схожему принципу. Он перечеркивает все житейские и эмоциональные достижения Уилли, ради которых герой Билли Боба Торнтона чуть не погиб, и возвращает персонажа к тому депрессивному алкогольному одиночеству, которое мы помним по замечательной первой ленте – чернушно-сентиментальной криминальной комедии Терри Цвигоффа, которая в 2003 году дала Торнтону сыграть одну из его самых ярких ролей. Зачем такое издевательство над персонажем? Затем же, зачем оно было в картине Тимура Бекмамбетова, – чтобы не придумывать новый сюжет, а примерно воспроизвести предыдущую картину и снова заставить Уилли понять истинный смысл Рождества. Теперь-то уж наверняка!

Кадр из фильма "Плохой Санта 2"

К сожалению, простой план создателей сиквела нарывается на ожидаемое препятствие. Если у авторов нет фантазии для принципиально нового сюжета, то у них нет фантазии и для остроумных шуток и интересных сценарных ходов. Не нужно много ума, чтобы собрать в кадре колоритных актеров и заставить их материться, однако не каждому дано сделать ругань уморительной. Режиссеру «Дрянных девчонок» Марку Уотерсу, очевидно, это не дано.

Кадр из фильма "Плохой Санта 2"

К актерам «Плохого Санты 2» особенно не придерешься – как к ветеранам цикла, так и к новичкам. Торнтон все еще Торнтон, только уже заметно старый и дряхлеющий, и потому куда более жалкий, чем в первом фильме. «Маленький человек» Кокс все еще в хорошей форме, а Кэти Бейтс от души старается в роли кошмарной мамаши, которая одевается как байкер и ругается как грузчик, но при необходимости со смаком изображает радушную миссис Клаус, чтобы разузнать тайны фонда. Пожалуй, именно Бейтс и ее бескомпромиссные перевоплощения – главное достоинство ленты. Помимо изгибов Кристины Хендрикс, которая играет совладелицу фонда и заменяет героиню Лорен Грэм из первой картины в роли секс-увлечения Уилли.

Кадр из фильма "Плохой Санта 2"

Однако все эти и некоторые другие звезды используются очень убого. Персонажи Торнтона, Бейтс и Кокса в основном находятся вместе и вяло переругиваются, поскольку ненавидят друг друга, но вынужденно сотрудничают, пока не доберутся до денег. Пакости и гадости из них так и сыплются, и русский перевод балансирует на грани нарушения закона о мате, чтобы передать американские диалоги, но гнусности сами по себе не особенно смешны, а подать их с юмором у Уотерса получается плохо. Единственная по-настоящему смешная сцена картины – эпизод, в котором дети просят у Уилли-Санты всякую странную всячину, а герой не понимает, чего от него добиваются. В чем сила этого фрагмента? В том, что детские запросы непредсказуемы и причудливы, а Уилли искренне на них реагирует, а не пропускает мимо ушей, как оскорбления Санни и Маркуса.

Кадр из фильма "Плохой Санта 2"

В то время как лента Цвигоффа мастерски сочетала пакостность с душевностью, «Плохой Санта 2» делает ставку на гнусность и уделяет душевности минимум внимания. Так, если с героиней Грэм у Уилли были почти полноценные отношения, то с героиней Хендрикс его связывает только секс в подворотнях, и никаких чувств на этом направлении не просматривается. За душевность в фильме отвечает лишь выросший, но не поумневший Терман (Бретт Келли) – некогда маленький мальчик, а теперь здоровенный лоб, который все еще ходит хвостиком за Уилли и ждет от него отеческой привязанности.

Кадр из фильма "Плохой Санта 2"

Но если в фильме 2003 года Терман вызывал умиление, то двадцатилетний умственно отсталый парень вызывает жалость, а также злобу на всех, кто не позаботился, чтобы у плохо приспособленного к жизни бедняги был нормальный опекун. Простите за неполиткорректность, но беззаветная привязанность Термана к Уилли скорее собачья, чем человеческая, и это не совсем та замена биологической семьи, которую хотелось бы увидеть в рождественском кино (как сейчас модно в США, фильм продвигает идею, что семья – это не родные, а близкие). Кроме того, Термана в сиквеле меньше, чем в первой картине, и взаимодействует с ним Уилли не так уж часто.

В общем, если вы хотите посмотреть, как Торнтон и Бейтс собачатся, в то время как полуголая актриса сидит в сортире и сверкает татуировками, то это ваше кино. Но если вы надеетесь на повторение сюжетной изобретательности, уморительного юмора и ироничного новогоднего волшебства первого «Плохого Санты», картина вас, вероятно, разочарует. Это халтурный клон предыдущей ленты, созданный без вдохновения и почти без понимания того, что сделало фильм Цвигоффа культовым.

С 1 декабря в кино.

Текст: Борис Иванов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?