Посредственная попытка повторить уникальное сочетание душевности и цинизма первого «Плохого Санты»
Пожилой взломщик сейфов Уилли (Билли Боб Торнтон) снова в тяжелой депрессии. От самоубийства его спасает лишь посылка от бывшего подельника Маркуса (Тони Кокс), освободившегося из тюрьмы, где он сидел за покушение на убийство Уилли. Маркус заверяет, что не держит на Уилли зла, и предлагает вновь надеть новогодние костюмы и ограбить заведение, где под Рождество скапливается большая сумма наличных. На сей раз он присматривается к благотворительной организации, которая присваивает деньги, собранные для помощи бездомным. Уилли нехотя соглашается, но чуть не бросает дело, когда узнает, что третьим членом банды будет его мать Санни (Кэти Бейтс) – ужасная женщина, по вине которой Уилли вырос преступником и мизантропом.
Есть истории, которые так и хочется продолжить, а есть истории, которым сиквелы противопоказаны. Вспомним скандальный сиквел «Иронии судьбы», создатели которого перечеркнули трогательный хеппи-энд классической картины, чтобы заменить его своей сюжетной линией. Мол, та счастливая концовка быстро сдулась, но теперь-то у героев все точно сложится, голову на отсечение даем! Так с поклонниками поступать, конечно, не годится.
«Плохой Санта 2» устроен по схожему принципу. Он перечеркивает все житейские и эмоциональные достижения Уилли, ради которых герой Билли Боба Торнтона чуть не погиб, и возвращает персонажа к тому депрессивному алкогольному одиночеству, которое мы помним по замечательной первой ленте – чернушно-сентиментальной криминальной комедии Терри Цвигоффа, которая в 2003 году дала Торнтону сыграть одну из его самых ярких ролей. Зачем такое издевательство над персонажем? Затем же, зачем оно было в картине Тимура Бекмамбетова, – чтобы не придумывать новый сюжет, а примерно воспроизвести предыдущую картину и снова заставить Уилли понять истинный смысл Рождества. Теперь-то уж наверняка!
К сожалению, простой план создателей сиквела нарывается на ожидаемое препятствие. Если у авторов нет фантазии для принципиально нового сюжета, то у них нет фантазии и для остроумных шуток и интересных сценарных ходов. Не нужно много ума, чтобы собрать в кадре колоритных актеров и заставить их материться, однако не каждому дано сделать ругань уморительной. Режиссеру «Дрянных девчонок» Марку Уотерсу, очевидно, это не дано.
К актерам «Плохого Санты 2» особенно не придерешься – как к ветеранам цикла, так и к новичкам. Торнтон все еще Торнтон, только уже заметно старый и дряхлеющий, и потому куда более жалкий, чем в первом фильме. «Маленький человек» Кокс все еще в хорошей форме, а Кэти Бейтс от души старается в роли кошмарной мамаши, которая одевается как байкер и ругается как грузчик, но при необходимости со смаком изображает радушную миссис Клаус, чтобы разузнать тайны фонда. Пожалуй, именно Бейтс и ее бескомпромиссные перевоплощения – главное достоинство ленты. Помимо изгибов Кристины Хендрикс, которая играет совладелицу фонда и заменяет героиню Лорен Грэм из первой картины в роли секс-увлечения Уилли.
Однако все эти и некоторые другие звезды используются очень убого. Персонажи Торнтона, Бейтс и Кокса в основном находятся вместе и вяло переругиваются, поскольку ненавидят друг друга, но вынужденно сотрудничают, пока не доберутся до денег. Пакости и гадости из них так и сыплются, и русский перевод балансирует на грани нарушения закона о мате, чтобы передать американские диалоги, но гнусности сами по себе не особенно смешны, а подать их с юмором у Уотерса получается плохо. Единственная по-настоящему смешная сцена картины – эпизод, в котором дети просят у Уилли-Санты всякую странную всячину, а герой не понимает, чего от него добиваются. В чем сила этого фрагмента? В том, что детские запросы непредсказуемы и причудливы, а Уилли искренне на них реагирует, а не пропускает мимо ушей, как оскорбления Санни и Маркуса.
В то время как лента Цвигоффа мастерски сочетала пакостность с душевностью, «Плохой Санта 2» делает ставку на гнусность и уделяет душевности минимум внимания. Так, если с героиней Грэм у Уилли были почти полноценные отношения, то с героиней Хендрикс его связывает только секс в подворотнях, и никаких чувств на этом направлении не просматривается. За душевность в фильме отвечает лишь выросший, но не поумневший Терман (Бретт Келли) – некогда маленький мальчик, а теперь здоровенный лоб, который все еще ходит хвостиком за Уилли и ждет от него отеческой привязанности.
Но если в фильме 2003 года Терман вызывал умиление, то двадцатилетний умственно отсталый парень вызывает жалость, а также злобу на всех, кто не позаботился, чтобы у плохо приспособленного к жизни бедняги был нормальный опекун. Простите за неполиткорректность, но беззаветная привязанность Термана к Уилли скорее собачья, чем человеческая, и это не совсем та замена биологической семьи, которую хотелось бы увидеть в рождественском кино (как сейчас модно в США, фильм продвигает идею, что семья – это не родные, а близкие). Кроме того, Термана в сиквеле меньше, чем в первой картине, и взаимодействует с ним Уилли не так уж часто.
В общем, если вы хотите посмотреть, как Торнтон и Бейтс собачатся, в то время как полуголая актриса сидит в сортире и сверкает татуировками, то это ваше кино. Но если вы надеетесь на повторение сюжетной изобретательности, уморительного юмора и ироничного новогоднего волшебства первого «Плохого Санты», картина вас, вероятно, разочарует. Это халтурный клон предыдущей ленты, созданный без вдохновения и почти без понимания того, что сделало фильм Цвигоффа культовым.
С 1 декабря в кино.