Благодаря успехам таких лент, как «Бой с тенью», «Легенда № 17», «Движение вверх», спортивное кино становится ключевым жанром нового российского кинематографа. А какие фильмы о спорте и спортсменах снимали в СССР?
Высмеивая низовую бюрократию, советское кино порой затрагивало и спортивные темы. В сатирической комедии Вениамина Дормана «Штрафной удар» сельский руководитель догадывается, что продемонстрировать успехи в развитии спорта очень просто. Достаточно нанять опытных спортсменов из других районов, выдать их за местных комбайнеров и механизаторов и отправить на областную спартакиаду. Главного героя фильма со своим обычным комедийным блеском сыграл Михаил Пуговкин, а одного из «наемников» изобразил будущий кумир Владимир Высоцкий, тогда еще малоизвестный широкой публике.
Что делать, если ведущий игрок дворовой хоккейной команды выбывает из строя, а заменить его некем? Герои детской комедии Валентина Козачкова и Альберта Осипова просят о помощи сестру-близнеца парнишки, которая тоже отлично катается на коньках и обладает спортивным характером, потому что занимается фигурным катанием. Правда, чтобы играть в мальчишеской команде и участвовать в соревнованиях, девочке приходится выдавать себя за брата… Обе главные роли, брата и сестру, сыграла юная актриса Юля Корнева. Сценарий «Тигров» был одной из первых работ в кино драматурга, актера и телеведущего Виктора Мережко.
Одним из первых хитов послевоенного советского кино была комедия Андрея Фролова «Первая перчатка». В ней рассказывалось об отставном военном, который столь впечатляет своими данными, что его приглашают заниматься боксом. Однако парень отнюдь не уверен, что должен заниматься спортом, а не работать в родном сибирском совхозе. Главного героя фильма сыграл Иван Переверзев, а его противника в кульминации ленты изобразил Анатолий Степанов, тогдашний чемпион СССР по боксу в полутяжелом весе. Картину консультировал Константин Градополов, победитель первого чемпионата по боксу и один из ведущих советских спортивных теоретиков и тренеров.
В СССР любили пропагандировать физкультуру – не только шаблонными лозунгами и призывами, но и нестандартными приемами. Вроде выпуска комедийного телефильма о девушке-тренере, которая вынуждена работать с «группой здоровья» – мужчинами среднего и старшего возраста, ничуть не похожими на настоящих спортсменов. Героиня изо всех сил пытается отделаться от норовистых и болезных подопечных, но лишь сплачивает их и умудряется-таки кое-чему их научить. Картину придумал и поставил Евгений Карелов. Несмотря на огромную популярность фильма, роль главной героини стала последней работой в кино Светланы Савеловой.
В первые десятилетия советской власти у наших кинематографистов были более важные дела и темы, чем спортивное кино. Поэтому первый советский фильм о спорте вышел лишь в 1936 году. Снятый Семеном Тимошенко «Вратарь» рассказал о простом парне с Волги, которому советуют заняться футболом, когда замечают, как ловко он ловит и грузит арбузы. Конечно же, это было очень популярное у зрителей зрелище. Главного героя сыграл Григорий Плужник. В спортивной массовке картины снимались игроки киевского «Динамо». Чтобы сняться в кино, они не поехали на матч Кубка СССР, и им было засчитано техническое поражение. Часто пишут, что «Вратарь» был экранизацией романа Льва Кассиля «Вратарь республики». Однако на самом деле Кассиль написал книгу по мотивам своего оригинального сценария. Роман вышел через год после фильма.
Увлекательное сочетание спортивного, приключенческого и исторического кино, фильм Юрия Борецкого рассказал о бывшем красноармейце, который в 1920-е годы приезжает в Среднюю Азию, чтобы изучить местные единоборства и создать на их основе боевую и спортивную систему, которая получит название «самбо». Картина была вдохновлена поездками на Восток Анатолия Харлампиева, реального основоположника самбо. Главную роль с риском для жизни исполнил актер и каскадер Андрей Ростоцкий. Сценарий «Непобедимого» сочинил будущий режиссер «Острова» и «Царя» Павел Лунгин. Лента была столь популярна, что в несколько раз увеличила интерес детей к секциям самбо.
До того как снять Владимира Высоцкого в легендарном сериале «Место встречи изменить нельзя», режиссер Станислав Говорухин доверил актеру и певцу ключевую роль в драме о спортсменах-альпинистах. В «Вертикали» рассказывалось о группе, которая впервые в истории доходит до вершины одного из грузинских пиков, а затем во время спуска попадает в снежную бурю. Именно благодаря этой картине песни Высоцкого прославились на всю страну. Самой популярной стала «Песня о друге». Кстати, непокоренная кавказская вершина была придумана сценаристами. В реальности все вершины Кавказа были «освоены» еще в XIX веке.
Георгий Вицин не казался особенно спортивным в большинстве своих фильмов. Тем не менее в начале кинокарьеры знаменитый комик сыграл запасного нападающего в заводской команде, которая борется за Кубок советских профсоюзов. Понятно, «Запасной игрок» Семена Тимошенко был скорее комедией, чем чистокровной спортивной лентой, но по ходу действия герою пришлось не только забивать голы, но и стоять на воротах и даже драться на боксерском ринге. Вместе с Вициным в этой популярнейшей ленте снялись Всеволод Кузнецов, Марк Бернес, Николай Рыбников и Павел Кадочников.
Что случается, когда профессиональный спортсмен вынужденно уходит из спорта и возвращается в повседневную жизнь, которой никогда толком не жил? Перестроечная драма Исаака Фридберга дала очень жесткий и эпатажный ответ на этот вопрос. Главная героиня фильма – 16-летняя чемпионка по спортивной гимнастике, которая после тяжелой травмы покидает спорт и становится обычной старшеклассницей. Однако быть «рядовой» девушка не может. Слишком уж она привыкла бороться и побеждать, а также искать и эксплуатировать слабые места тех, в ком она видит соперников. Поэтому она пробивается в лидеры класса и вступает в конфликт с молодой учительницей. Фильм удостоился двух призов Берлинского кинофестиваля.
Одна из самых популярных футбольных тем мирового кино – «матч смерти» в оккупированном Киеве между советскими и нацистскими футболистами. Это обросшая мифами история неоднократно экранизировалась и переосмыслялась в иных контекстах – например, как матч между современными западными заключенными и их тюремщиками. В 1962 году Евгений Карелов снял советскую киноверсию саги о «матче смерти». В его фильме сыграли будущие суперзвезды Леонид Куравлев, Вячеслав Невинный, Глеб Стриженов. Напомним, что есть также российский фильм 2012 года «Матч» с Сергеем Безруковым.