Netflix потихоньку наращивает боезапас проверенной временем и зрительской любовью японской анимации. Ассортимент внушительный: от «Покемонов» и «Агрессивной Рэцуко» до первого сезона «Мобильного воина Гандама» (спрессованного в трилогию полнометражек) и прославленных работ Хаяо Миядзаки. Даже если тыкать наобум, очень сложно попасть во что-то не любопытное.
При такой селекции глаза разбегаются, а мозг отказывается принять решение — выбрали 6 тайтлов за вас: это осторожная рекомендация к просмотру для тех, кому не помогают теги и превью.
Пятеро самых опасных убийц планеты одновременно сбегают из своих узилищ и направляются в Токио. Их цель — познать чувство поражения. Смертоносные сверхлюди уверены, что неведомое ощущение им сможет подарить Баки — 17-летний учащийся старшей школы. Но Баки — не обычный японский школьник: почти все свободное время он посвящает тренировкам, чтобы одолеть своего отца — сильнейшее существо на планете, имя которого наводит страх на целые страны.
«Баки» — прелюбопытнейший пример того, как далеко может зайти концентрированная маскулинность, если пустить ее в свободное плавание по пенящимся волнам гротеска. Практически не зная рамок, она неизбежно вырастает в исполинского уробороса и принимается с наслаждением пожирать саму себя. Жанровые радости в виде безумных схваток и литров крови прилагаются, однако между ними выписаны размашистые росчерки: от извечного фрейдизма до посыла «не силой единой».
Надо отметить, что «Баки» подхватывает повествование там, где закончился его предшественник — «Боец Баки» 2001 года в двух сезонах. Впрочем, неофитам анимационного цикла не стоит переживать: заботливый закадровый голос никому не даст затеряться в перипетиях сюжета.
В недалеком будущем человечество живет в мире победившего консюмеризма. Почти все людские нужды обеспечиваются с помощью искусственного интеллекта. Это же относится и к индустрии развлечений: уже много лет в топах чартов восседают композиции, написанные ИИ.
Сирота Кэрол живет в столичном городе Альба, перебивается случайными заработками и увлекается игрой на клавишных. Тьюздей – ее полная противоположность: она живет в богатом особняке, укрывшемся в пасторальной местности, в полном достатке. Но девушка не видит свою жизнь без гитары, к сильному неудовольствию матери.
Разумеется, Тьюздей сбегает из дома и случайно (или по воле судьбы) сталкивается с Кэрол: так в мире, где все давно поделено на алгоритмы и паттерны, рождается дуэт музыкантш, самостоятельно пишущих музыку в олдскульном порыве вдохновения.
Пусть «Кэрол и Тьюздей» и позолочен толстым слоем романтизации, сериал тщательно отбирает свои образы и бронебойно бьет ими по ощущениям. Поверх расстилается антагонизм «чистого» творчества и корпоративно-соревновательной музыкальной индустрии с выверенным маркетингом, отрежиссированными айдолами и заранее расписанной прибылью. Тут же обретается и не самый банальный месседж о том, что для раскрытия себя иногда требуется стать составной частью чего-то большего.
В постановщиках у «Кэрол и Тьюздей» – Синъитиро Ватанабэ, прославившийся своим отношением к саундтреку как к универсальному языку. Будучи большим поклонником смесей, фьюженов и миксов, Ватанабэ пустился во все тяжкие: в порыве сделать музыку Марса максимально эклектичной он создает таких монстров, как «оперный хип-хоп». Конечно, дело вкуса, но тяжело избавиться от ощущения, что, появись на Красной планете хотя бы захудалый Nickelback, он бы уничтожил весь музыкальный истеблишмент одним-единственным треком.
Жизнь жителей Токио омрачена длительной и весьма кровопролитной войной: на улицах мегаполиса развернулось противостояние двух существ — людей и гулей. Кэну Канэки, рядовому студенту, не повезло сначала чуть не угодить на ужин к людоеду, а затем пережить операцию по пересадке органов. Как впоследствии выяснилось — органов гулей. Теперь Канэки-кун заново обретает себя и мечется между двумя мирами, являясь чужаком и среди людей, и среди гулей.
Среди сэйнен-аниме «Токийский гуль» уже давно стяжал себе славу одного из самых популярных сериалов, и молва о нем продолжает умеренно грохотать до сих пор. Тайтл порой позволяет себе пробуксовки в нарративе, однако успешно справляется с препарированием тем дуализма и социального антагонизма: эти вопросы актуальны в любом обществе, но, кажется, именно в Японии находят идеальную почву для крепких всходов.
Одно из достоинств «Токийского гуля» — яростное, почти хаотичное швыряние протагониста в самые разные концы спектра. Если в сёнэне титульные герои зачастую не испытывают проблем с выбором стороны, то Канэки проходит через множество метаморфоз, не зацикливаясь на одной призме. Впрочем, каким бы ни был его вектор развития, повествование всегда удачно оттеняет россыпь ярких второстепенных персонажей. «Токийский гуль» не стремится разбрасываться хронометражем, чтобы наградить каждого персональной аркой, но удачно расставляет элементы, чтобы обе стороны баррикад не выглядели монохромными.
В обозримом будущем, когда людям уже доступны нейрошлемы виртуальной реальности с полноценным погружением, живет и не тужит Кадзуто «Кирито» Киригая. Он опытный геймер, даже смог себе выбить место среди бета-тестеров главной ММОРПГ поколения — Sword Art Online от гениального разработчика Акихико Каябы.
Когда долгожданная игрушка поступила на прилавки магазинов, Кирито был одним из десятка тысяч счастливых пользователей, успевших раздобыть себе копию. При первом же запуске стало понятно, почему создатель Sword Art Online называл свое творение ультимативной ролевой игрой: из нее невозможно выйти, а смерть онлайн равноценна смерти в реальном мире (как и попытки снять ВР-шлем). Геймерам остается либо обреченно сидеть в виртуальных городах, либо объединится в попытке пройти через сотню этажей крепости Айнкрад, сражаясь с ордами монстров, беспощадными рейд-боссами и с самими собой.
Мультиплеер-проекты и особенно ММОРПГ — отличный формикарий для наблюдения за эмоциональными и личностными особенностями Homo Sapiens. «Мастера меча онлайн» лишь повысил драматургическую планку (а вместе с ней и ставки), пододвинув эти особенности к краю. В жертву условностям были брошены некоторые геймерские моменты, но во всем остальном Sword Art Online дарит вполне честный забег по человеческим (и видеоигровым) архетипам, раскрывая, какая дилемма может поджидать за очередным жизненным левел-апом.
Славный 1991 год! В аркадах наступил расцвет файтингов, игровые консоли постепенно завоевывают игровой рынок, и по достоинству все это великолепие, кажется, может оценить лишь школьник Харуо Ягути. Для него видеоигры давно вышли за пределы хобби, став единственным развлечением и смыслом жизни.
Стабильная жизнь Ягути меняется, когда школьника в его любимой аркаде разделывает под орех Акира Ооно — молчаливая одноклассница. Поклявшись отомстить обидчице, Харуо обнаруживает внутри себя новые и решительно непонятные чувства. И без того сложная для любого подростка ситуация превращается в гордиев узел: на горизонте появляется еще одна девушка, Хидака Кохару.
«Девчонка не промах» начинается с громких, даже по сёнэн-меркам, воплей и отрывистых монологов Ягути, но уже к четвертому эпизоду размазывается в настолько клейкую романтику, что любые попытки оторваться от сериала оборачиваются бинджвотчингом. За резкими вставками и откровенно сатирическими зарисовками скрывается деликатная подача, размывающая границы заскорузлого любовного треугольника до акварельного кома, застревающего в горле и гулко бьющегося о сердце.
Как известно, видеоигры все делают лучше. Душещипательная история «Девчонки не промах» разворачивается на искрящемся фоне аркадного и консольного гейминга: в кадр то и дело заползают Street Fighter II, Final Fight, Nekketsu Kouha Kunio-Kun, Samurai Showdown, Virtua Fighter и многие другие легендарные тайтлы, а Гайл и Майк Хаггар становятся полноценными участниками действа. Страдающие от ностальгии по классике рискуют получить обострение болезни, а не-геймеров ждет экскурс в невиданную ранее вселенную.
Здесь хорошо бы смотрелся синопсис с рассказом о Джонатане Джостаре, о его славных потомках, о противостоянии с Дио Брандо и о том, как прекрасен Дюванг.
Но синопсиса и питчинг-шпаргалок не будет. «ДжоДжо» — своего рода горизонт событий, после которого восприятие окружающего мира делится на два типа: «до ЖоЖи» и «после ЖоЖи». В идеале стоит прочитать и мангу. Но если предоставляется возможность посмотреть аниме — не стоит раздумывать. Вскоре все вокруг, насколько хватает глаз и Интернета, превратится в мемы и отсылки на «Невероятные приключения ДжоДжо» (кроме того, о чем Араки забыл).