Киноциклы из сиквелов, приквелов и ремейков часто критикуют за то, что они из серии в серию делают одно и то же – рассказывают схожие истории об одних и тех же персонажах, снятые в одном и том же стиле
10. «Хроники Риддика» (2000-2013)
Цикл Дэвида Туи об инопланетном преступнике Риддике начался с фантастического хоррора «Черная дыра». Когда персонаж Вина Дизеля оказался популярнее, чем надеялись продюсеры, студия Universal вложилась в высокобюджетный приключенческий фильм «Хроники Риддика». Однако эта лента в прокате провалилась, и дальше был снят среднебюджетный триллер «Риддик», нечто среднее между первой и второй картинами. Туи и Дизель рассчитывают снять еще как минимум один фильм о Риддике.
9. «Зловещие мертвецы» (1981-1992)
Трилогия Сэма Рейми «Зловещие мертвецы» – это три очень разные по духу ленты. Первая из них – это малобюджетный, полулюбительский хоррор. Вторая картина – это куда более дорогостоящая хоррор-комедия. Наконец, завершившая трилогию «Армия тьмы» – это комедийный хоррор-боевик, действие которого переносится в средневековую Европу. Объединяет картины лишь их ведущий персонаж Эш Уильямс и тема потусторонних сил и демонического чародейства.
8. Киновселенная View Askewniverse (1994-2006)
Кевин Смит начал свою эпопею о молодых жителях штата Нью-Джерси с малобюджетной ернической комедии «Клерки». В дальнейшем в цикле появились такие сюжетно разные постановки, как нестандартная романтическая комедия «В поисках Эми», религиозная сатира «Догма» и пародийный фарс «Джей и Молчаливый Боб наносят ответный удар». Несмотря на все несхожести, эти ленты объединены сюжетом и двумя персонажами – мелкими торговцами наркотиками Джеем и Молчаливым Бобом.
7. «Живые мертвецы» (1968-2009)
Придумав современные фильмы о зомби, режиссер и сценарист Джордж Ромеро постарался обеспечить своему хоррор-циклу большое разнообразие ситуаций и тем. Например, действие «Ночи живых мертвецов» развивается в крошечном фермерском домике, и это преимущественно история о выживании, а во втором фильме цикла «Рассвет мертвецов» события разворачиваются в огромном гипермаркете, и это уже не только хоррор, но еще и боевик и социальная сатира. В свою очередь, вышедшие в 2007 году «Дневники мертвецов» – это попытка скрестить зомби-эпидемию с новомодным пристрастием к постоянным видеосъемкам. Кроме того, во всех фильмах Ромеро разные главные герои и ведущие актеры.
6. Фильмы о Шурике (1965-1973)
Леонид Гайдай снял три комедии о незадачливом физике Шурике, каждая на свой лад. «Операция “Ы”» – это сборник фарсовых новелл. «Кавказская пленница» – это помесь фарсовой комедии с обличительной сатирой и романтической комедией. Ну, а «Иван Васильевич меняет профессию» – это фантастическая сатирическая история с путешествием во времени, в эпоху Ивана Грозного.
5. «Рэмбо» (1982-2008)
Цикл о ветеране Вьетнама Джоне Рэмбо пережил свою главную трансформацию в промежутке между первым и вторым фильмами. Персонаж Сильвестра Сталлоне дебютировал как вернувшийся домой спецназовец, которому трудно вписаться в мирную жизнь. Это была трагическая история, пусть и выстроенная как боевик. В дальнейшем же Рэмбо вернулся на Восток, и цикл о нем превратился в воспевание американского реваншизма и антикоммунизма. Пика безумия сериал достиг в третьей серии, где Рэмбо сотрудничал с теми, кто позднее в реальной жизни организовал теракты 11 сентября 2001 года!
4. «Чужой» (выходит с 1979 года)
Фантастическая хоррор-эпопея «Чужой» начала варьироваться, как только превратилась в сериал. Если ее первый фильм был традиционным «хоррором в замкнутом пространстве», то второй фильм был снят как хоррор-боевик, третий фильм – как хоррор-драма, а четвертый – как эксцентричная хоррор-драма. Сказалось то, что эпопея регулярно меняла режиссеров и привлекала талантливых постановщиков. Также в цикле есть «Прометей» – фантастическая сага, где классические Чужие практически не появляются.
3. Киноцикл о Бэтмене (выходит с 1989 года)
Современные блокбастеры о Бэтмене первым начал снимать Тим Бертон. С тех пор эпопея о самом популярном американском супергерое сменила нескольких ведущих актеров и нескольких режиссеров, у каждого из которых был свой подход к миллиардеру в костюме летучей мыши. Бертон снимал стильные сказки для взрослых, Джоэл Шумахер – подростковые китчевые картины, а Кристофер Нолан постарался сделать свои ленты особенно мрачными и сравнительно реалистичными. В свою очередь, Зак Снайдер раньше подражал Нолану, а теперь копирует стиль кинокомиксов Marvel.
2. Бондиана (выходит с 1962 года)
За более чем полвека своего существования киноэпопея о похождениях британского супершпиона Джеймса Бонда сменила шесть ведущих актеров и почти два десятка режиссеров. Были и многие другие перемены. Бонд то пользовался, то не пользовался гаджетами, его противники были то сравнительно реалистичными, то совершенно невероятными, стиль фильмов был то шутливым, то исключительно серьезным… И, конечно, менялась ситуация в мире и в лондонском руководстве. Бонд считался одним из символов холодной войны, но он нашел себя и в шпионских войнах, последовавших за распадом СССР.
1. Киновселенная Marvel (выходит с 2008 года)
Киноцикл комиксных экранизаций Marvel объединен общим сюжетом, однако рассказывает об очень разных супергероях – от инопланетного бога Тора до земного уголовника Скотта Лэнга (он же Человек-муравей). Также разнятся места действия фильмов, временные эпохи и подходы к повествованию. Например, «Первый Мститель: Противостояние» – это почти трагедия о вражде лучших друзей, а недавний «Тор: Рагнарёк» – это почти приключенческая комедия. И, конечно, в киновселенной Marvel огромное разнообразие звезд.