Российская семейная драма, которая неоднократно намечает драматически интересные ситуации, но отказывается их развивать
Российская семейная драма, которая неоднократно намечает драматически интересные ситуации, но отказывается их развивать.
Маленький Вася (Дима Полунин) первый раз идет в первый класс, а его родители (Светлана Ходченкова и Дмитрий Ендальцев) не находят себе места. Все ли они подготовили? Не опоздают ли они на «линейку»? Что скажет им учительница на родительском собрании? И как пройдет первый школьный год Васи, который, как и большинство маленьких мальчиков, не может долго сидеть на одном месте?
Читая книгу Маши Трауб «Дневник мамы первоклассника», которая в самом деле устроена как собрание дневниковых записей на заявленную тему, быстро замечаешь, что это перспективный материал для ситкома и не слишком подходящий для полнометражного фильма. Каждая из записей «Дневника» – это отдельный маленький анекдотик, и при желании самые интересные из них легко раздуть в 20-минутные серии. Полнометражный фильм же требует другого. Ему нужно последовательное повествование с зачином, развитием действия, кульминацией и концовкой. В «Дневнике» же нет ничего подобного. Как и Вася, книга слишком непоседлива, чтобы быть чем-то вроде романов Роулинг о школьных годах Гарри Поттера.
Разумеется, опытная сценаристка Марина Зверева, пишущая для большого и малого экрана с 1970-х годов, могла перекроить «Дневник» в соответствии с законами киноповествования. Но она не стала этого делать, и фильм сохранил и приумножил эпизодическую природу книги. Что, когда его смотришь, доводит до белого каления. Потому что картина раз за разом обрывает историю на самом драматически интересном месте и переходит к следующему, едва связанному с предыдущим фрагменту.
Взять, например, сцену, в которой папа и мама Васи доводят себя до исступления, обсуждая, как нужно воспитывать мальчика. Финал фрагмента вполне определенен – герои должны либо примириться, либо развестись. Что дальше? А дальше – скачок во времени, и «Дневник» начинает рассказывать совсем другую историю, мельком замечая, что родители Васи все еще вместе. Что ж, мы рады за них, но что случилось в промежутке? Как они помирились? Как они договорились? Это ведь узнаваемая, реалистичная ситуация для молодой семьи. И, наверно, зрителям, желающим что-то вынести из картины, интересно, как такой конфликт может быть решен. Но фильм ставил многоточие там, где явно должно быть продолжение повествования. А ведь эту историю вполне можно было бы сделать драматическим стержнем ленты: «Выдержит ли счастливая в первых кадрах семья испытание школой? Не развалится ли она, когда станет ясно, что у папы и мамы разные взгляды на жизнь и на воспитание?» Согласитесь, любопытное могло бы выйти кино. Учитывая, что и папа, и мама по-своему правы. Но эта не та картина, которую снял режиссер сериала «Практика» Андрей Силкин.
Вместо того чтобы копать вглубь и доводить до логического завершения заявленные в фильме семейные проблемы, «Дневник» лишь обрисовывает ситуации и бежит дальше. Бабушка учит внука играть в карты на деньги. Ну, и? Мама перестала зарабатывать надомной работой, потому что все время проводит с сыном. А что дальше? Бабушка то хочет, то не хочет сидеть с внуком. И где развязка? И так далее. Хотя заглавие вроде бы обещает погружение в семейные трудности, фильм предлагает лишь их перечисление и отказывается идти дальше.
Некоторые истории, правда, лента все же рассказывает от начала и до конца. Но это наименее интересные зрителям истории, касающиеся школьной жизни Васи. В самом деле, что для взрослых важнее – как герои решат свои финансовые трудности или выступит ли Вася на школьном концерте (мальчик сперва получает роль, а потом заболевает и не может репетировать со всеми)? Конечно, в фильме для малышей вторая история была бы важнее первой. Но «Дневник» для детей не предназначен, хотя на нем и стоит значок «0+». Это явно кино для взрослых. Которое отказывается рассказывать взрослые истории от начала и до конца. Белое каление, как и было сказано…
Сценарное фиаско «Дневника» тем обиднее, что у фильма все в порядке с актерами. Ходченкова и Ендальцев убедительно изображают интеллигентную пару, маленький Полунин исключительно обаятелен, а на подхвате в картине такие звезды, как Елена Яковлева (бабушка) и Виктор Сухоруков (директор школы). Какое кино можно было бы снять с удачным сценарием! А вместо этого – сплошное разочарование. Хотя и с множеством точно подмеченных деталей из жизни молодых родителей и современной школы.