Новая часть успешной американской франшизы — со сбитым ритмом и потерянным боевым задором.
Супружеская пара из Мексики нелегально пересекает границу, чтобы обосноваться в Техасе. Адела (Ана де ла Регера) работает в мясной лавке, а Хуан (Теноч Уэрта) на службе у богатого владельца ранчо и его сына-расиста. Пережив судную ночь в бункере для иммигрантов, выжившие вынуждены столкнуться с тем, что 12 часами кровопролития дело не ограничилось — реакционные силы в лице патриотов Америки проигнорировали правила и продолжили уличный беспредел. Ежегодное мероприятие превратилось в гражданскую войну, а Канада и Мексика предложили убежище от толп мародёров и психопатов тем, кто сможет пересечь границу.
Пятый фильм хоррор-франшизы продолжает угадывать политический вектор Соединённых Штатов. Джеймс ДеМонако, режиссёр трилогии и сценарист всех пяти частей, сделал «Судную ночь» не только блокбастером, но и изнанкой электоральной гонки и политических настроений. Франшиза о 12-часовом разгуле насилия стала своеобразным индикатором общественной системы, портретом трамповской эры — времени, когда американцы всерьёз озадачились вопросами расизма, оборота оружия и драматических отношений с Мексикой.
Важный момент: «Судную ночь навсегда» первоначально собирались выпустить в июле прошлого года, но пандемия сорвала планы, и релиз хоррора переехал на год вперёд. Эта рокировка полностью сбила политический дух картины, ведь пятый фильм соответствует действиям Белого дома при Трампе. Впрочем, в нём нашлось место пророчеству: в новой части, где суточная акция превратилась в постоянный террор, а белые американцы требуют продолжения «банкета», нетрудно увидеть альтернативную версию штурма Капитолия. Ультраконсервативным группам недостаточно «выпустить пар»: легитимное насилие выходит из-под контроля и перерастает в гражданскую войну — надежды на урегулирование ситуации не дают даже действия полиции и вооруженных сил.
Стоит признаться, что весь прогностический потенциал «Судных ночей» (вспомним третий фильм, где конфликт противоборствующих партий прямо указывал на электоральную гонку Хиллари и Трампа) — довольно понятная вещь на уровне интуиции, ведь ДеМонако собирал истории на ощупь, из народных чаяний и страхов разделённой страны, где люди боятся повторения сценария 150-летней давности. На этот раз, посадив в кресло режиссёра Эверардо Валерио Гута, ДеМонако сосредоточился на расовом конфликте — судная ночь перестала быть просто выгодным финансовым предприятием, кровавой «дезинфекцией» от бедноты, а зарядилась ликвидировать цветных: от мексиканцев до индейцев. Америку, согласно популистским лозунгам, неоконфедераты пытаются сделать великой снова, поставив истребление незваных гостей на поток.
И первая проблема фильма — гонимые мексиканцы в центре истории не вызывают и малой толики сочувствия, какое мы испытывали к героям первых частей. «Судная ночь навсегда» наполняет экран большим количеством персонажей, от богатых жителей Техаса до вооруженных индейцев, но остаётся индифферентной к своим «гражданам» — смерть членов группы зачастую даже не замечается. Фильм страдает от расширения собственных масштабов: тут нет, как в случае ленты 2013 года, хитроумных стратагем, клаустрофобии и жанровых игр — мешанина из крови и огнестрела, охватившая улицы Техаса, быстро превращается в механику с беззубым экшеном и иссякнувшей авторской фантазией.
При этом у создателей было пространство для манёвра: суровые нравы и ландшафты Техаса, равно как и лошади в конюшнях, могли бы катализировать сеттинг, сделав историю кровожадным неовестерном. Но сценарий предпочёл иной путь, посадив героев в грузовики и дав каждому по автомату. «Судная ночь» ушла в банальный американо-мексиканский триллер с перебежками через границу и пальбой в пустыне. Да и перенести ожесточённое рубилово в дневное время суток — всё равно что заставить Бэтмена действовать в утренних лучах солнца, то есть идея целиком и полностью неудачная. Костюмированную помпезность создатели на этот раз вежливо проигнорировали: вместо ярких нарядов — снаряжение ковбоев и нелепые маски кроликов, на замену колоритным психам пришли скучные неонацисты в татуировках, а эффектным расправам — перестрелки, снятые ручной камерой через плечо. Франшиза, пусть никогда и не отличалась отменным качеством, отказалась предоставить то, за что её любили, — теперь она похожа на фанфик с изрядно порезанным бюджетом.
Поэтому новой «Судной ночи» решительно нечего предложить зрителям, кроме правых лозунгов агрессоров и толстой политической карикатуры. Пятая серия, целиком ушедшая во второсортный экшен, сама себя хоронит как чрезмерно политизированный продукт — злободневных комментариев здесь куда больше, чем вдумчивой и тонкой работы с повествованием. Форма и стиль задыхаются под весом обобщений, а жанровый блокбастер оказывается беглым очерком американского цайтгайста. Зрителям легко понять персонажей фильма — все хотят, чтобы эта судная ночь оказалась последней.