Звезда «Чужого» Сигурни Уивер рассказала о новой — прорывной — работе Джеймса Камерона.
Ваша героиня в «Аватаре» – научный работник. Она воплощает голос разума?
Ну, вообще-то она в несколько скомпрометированном положении, потому что ей приходится поддерживать программу «Аватар» на плаву деньгами, полученными от нехорошей корпорации. Думаю, до появления Джейка она живет ради того момента, когда сможет спуститься на Пандору в своем аватаре, взять необходимые пробы и надеяться, что На’ви войдут с ней в контакт.
Как вы считаете, «Аватар» – это шаг вперед для всего кинематографа или только для определенного жанра?
По-моему, эта технология, изобретенная Джимом, стала неотъемлемой частью повествования – потому что режиссер на самом деле заставляет тебя, зрителя, почти что превратиться в Джейка и рухнуть в этот водопад, или что-нибудь там еще. Когда я впервые увидела отснятый материал, меня больше всего поразило, как все дышит и блестит – и выглядит таким живым. Я уверена, что фильм поднимет планку для крупных картин. На самом деле, мне кажется, что этот фильм и в 2D неплохо работает, и я ведь его только в 2D видела. 3D, наверное, будет просто сногсшибательным и надолго останется заметным событием.
Вам уже приходилось работать с Джимом. В нашем недавнем разговоре он сказал, что его поведение на площадке изменилось. Вы заметили это?
По-моему, он стал получать больше удовольствия. И, знаете, он лично снимал почти каждый дубль, чего раньше, мне кажется, он никогда не делал. В выходные он занимался монтажом, он жил «Аватаром», дышал им и видел его во сне. Но находил в этом радость. Ему не надо ничего доказывать, и в этом, наверное, разница. Он так погружен в процесс, что если бы мог, то, думаю, продолжал бы снимать этот фильм бесконечно. Это целый мир, в котором он изобрел абсолютно все. Для него это настоящее, значимое достижение.
Каково было сниматься в фильме, в котором применяется столько новых технологий?
Я была в восторге. Надо сказать, что мой муж – главный режиссер в одном из экспериментальных театров в Нью-Йорке, из тех, где вечно не хватает денег на декорации и костюмы. И мне технология performance capture напомнила игру в таком театре: на тебе вместо костюма черное трико, и, глядя на эту штуку, надо представлять одно, а на вон ту – еще что-то, короче, сплошная игра воображения. Так что я чувствовала себя как дома. Сложно привыкнуть к камере, потому что она висит вот тут (показывает на область прямо перед лицом), и ты постоянно думаешь: «Интересно, что это будет за кадр?»
Вы каждый день просматривали материал?
Джим мог видеть нас в обликах наших аватаров с помощью собственной камеры и сразу же показывать нам, так что я могла посмотреть и на «Грейс», и на «аватар Грейс». Я старалась играть Грейс таким загнанным ученым, прикуривающим одну сигарету от другой, а потом, когда она входит в тело своего аватара, она начинает прыгать по лесу, полная радости и меняется до неузнаваемости. Я думала о таких вещах, а не о том, как мне представить, что вот эта вещь – лошадь или что-нибудь другое.
Вы разделяете увлеченность Джеймса Кэмерона космосом и исследованиями далеких миров?
Да, пожалуй. Когда я думаю об «Аватаре», то соглашаюсь со словами Джима: «Это такой фильм, который я хотел бы увидеть в 14 лет»… И я считаю, что мне повезло поучаствовать в приключении, которое заставит вас покинуть пределы собственного тела и закинет в другой мир, причем так убедительно, что вы практически будете дышать его воздухом. Это безумно увлекательно.
Как вам досталась эта роль?
Он мне позвонил. Сказал: «Хочу, чтобы ты снялась в моем фильме, высылаю сценарий». Полагаю, изначально на роль предполагалось взять мужчину, но мне кажется только правильным, что взяли все-таки женщину. Честно говоря, мне вообще сложно представить парня в этой роли, потому что Грейс руководствуется инстинктами и в конце ведет себя очень по-матерински. Так что, да, он просто мне позвонил. Все это время мы не прекращали общаться, он даже нашел время выступить с большой речью, когда открывали мою звезду на Аллее Славы Голливуда, – в общем, я всегда чувствовала, что мы с Джимом близки. Он замечательный человек, и я действительно с нетерпением ждала, когда выдастся возможность еще раз с ним поработать, потому что знала, что он покажет мне такое, чего я никогда не видела. И это действительно было захватывающе.
Согласны ли вы, что один из мотивов фильма – это окружающая среда и то, что происходит с нашей планетой?
Определенно, в этой истории одним из персонажей является жадность. И жадность, после экономического кризиса, особенно в Америке, за последний год стала одним из главных персонажей в реальном мире. Джим когда-то нам говорил, что научная фантастика служит для того, чтобы люди могли открыть для себя, что это такое – быть человеком, понимать свое отношение к Вселенной, понять, что важно. На той планете, на той луне, чужие – это люди. И мне кажется, фильм многое говорит о нашем мире, хоть и без морализаторства. Он о людях, которые доверяют природе, понимают ее, чувствуют родство друг с другом и с животными. Фильм довольно злободневен, так что люди, надеюсь, задумаются о том, что увидели. Но я уверена, что это никоим образом не затмит их впечатления от приключений. Во время просмотра на раздумья просто не останется времени – вас будет крутить, как на американских горках.
Вы уже снимались в научной фантастике…
Вы имеете в виду Рипли? Ну, вообще я иду туда, где сценарии интереснее. Меня не очень волнует роль, не очень волнует жанр – я стараюсь выбирать проекты, где, как мне кажется, концентрируется энергия. Но у меня нет какого-то глобального плана. Я не говорю себе: «Надо бы сняться в фильме такого-то жанра». Как, вы думаете, зрители отреагируют на «Аватар»? Думаю, что как только вы сядете в кресло, то унесетесь далекодалеко – и это то, что мы все так любим. В мире много всего происходит, и не знаю, как вы, а я обожаю, когда кино уводит меня в какие-нибудь далекие края.