Дешевый и несердитый, страшно перехваленный, но, по большому счету, не худший ужастик в мире.
Молодая пара, Мика и Кэти, вселяется в новый дом, где по ночам раздаются какие-то подозрительные стуки. Мика покупает видеокамеру, чтобы снимать на нее полтергейст.
Все разговоры про «Паранормальное явление» начинаются с сообщения, что режиссер-дебютант Орен Пели – дизайнер видеоигр, эмигрировавший в США из Израиля, – сделал его за десять дней и 15 000 долларов. Съемочной площадкой стал дом самого постановщика. Актеры, сыгравшие главные роли, получили по 500 баксов (причем сами сымпровизировали свои диалоги: сценария Пели им не предоставил).
Казалось, никаких шансов пробиться к зрителю у фильма не было: когда на студии Paramount посмотрели картину, восприняли ее как нечто вроде сценарной заявки, решили сделать ремейк за нормальные деньги, а оригинальную версию выпустить в дополнительных материалах на DVD. Но потом вспомнили про успех «Ведьмы из Блэр» и решили не мучаться, а прокатывать все как есть. Со своим бюджетом Пели может позволить себе ровно два спецэффекта: громко хлопнуть дверью (это происходит через час после начала) и неожиданно швырнуть в камеру что-нибудь тяжелое (это финал). Предсказать, что это будут самые зрелищные сцены в фильме, можно уже по ролику.
Помимо простоты, имеется и воровство: очевидно, что Пели не то что вдохновился «Ведьмой из Блэр», но тупо позаимствовал из нее основной прием – весь фильм якобы смонтирован из видео записей, сделанных реальными людьми, и изначально была мысль вообще продавать его как документалку. Причем Пели пользуется приемом отнюдь не виртуозно. Например, авторы «Монстро», в свое время тоже черпавшие из «Ведьмы…» вдохновение, по крайней мере догадались сделать движения камеры сумасшедшими и хаотичными, а у Пели все очень аккуратно снято и склеено, что в настоящем хоум-видео бывает редко. И тем не менее, сборы только в Америке превысили 100 миллионов. Стивена Спилберга фильм чуть не довел до инфаркта (у него во время знакомства с просмотровкой захлопнулась и не открывалась дверь в спальню, подоспевший слесарь застал знаменитого режиссера в истерике).
Рецензенты взахлеб пишут, что это чуть ли не самая страшная картина в истории и что сделана она и-зу-ми-тель-но. Пели уже считается одним из самых перспективных голливудских режиссеров. Он рассказывал в интервью, что с детства у него почти клиническая фобия: он смертельно боится демонов. Возможно, эта искренняя робость, это магическое сознание, эта абсолютно неподдельная вера в чертей, в то, что бесы гуляют по домам, когда мы спим, а стулья могут превращаться в жирафов, когда мы на них не смотрим, и делают «Паранормальное явление» всетаки удачным фильмом. Актеры по 500 баксов штука практически ничего не играют – просто както органично существуют перед камерой, как собаки, а по глазам их видно, что они правда боятся темноты и внезапно захлопывающихся дверей. Для такого фильма это куда важнее, чем мэрил-стриповские навыки.
В исторической перспективе «Паранормальное явление» может оказаться довольно вредной картиной: этак все студии рванутся снимать за 15 000 то, на что раньше тратили десятки миллионов. И уж точно эти студии столкнутся с наплывом сам-себе-режиссеров, решивших сделать блокбастер по цене видеокамеры, на которую он снят. С другой стороны, почему бы и нет. Большинству людей очень щекочет нервы таящаяся в глубине души первобытная уверенность, что из темноты на них может прыгнуть хищник. Можно издеваться над пелиевским нищебродством, но все равно ведь дверь, если захлопнуть ее умеючи, может стать источником самых острых и сильных зрительских ощущений.