Когда Сюзанне Уайт принесли сценарий «Моей ужасной няни 2» /Nanny McPhee and the Big Bang/ (2010), она была в африканских песках. Там она снимала минисериал «Поколение убийц»/Generation Kill для телеканала HBO, кровавую тяжелую драму о вторжении американцев в Ирак.
«Я тогда была в Намибии, мы переснимали сцену, в которой морпехи переходят кувейтско-иракскую границу. После этого я пришла в свою палатку, вытряхивая песок из одежды, потому что мы попали в песчаную бурю, села, открыла сценарий – и меня просто унесло».
Сценарий истории о том, как в военное время в семье работающей матери и пропавшего на фронте отца появляется няня, у которой всегда все получается, как по волшебству (но не Мэри Поппинс) написала Эмма Томпсон – уникальная женщина, получившая Оскар и как актриса (за роль в фильме «Говардз Энд» /Howards End/ (1992)), и как сценарист («Разум и чувства» /Sense And Sesibility/ (1995)).
А Сюзанну Уайт к этой истории больше всего привлекла другая героиня:
«Я довольно сильно ассоциирую себя с Миссис Грин, абсолютно современной матерью, которая во время второй мировой войны пытается одновременно работать, воспитывать детей, еще заниматься массой вещей – и конечно без помощи няни-волшебницы она не справится».
Конечно, сложно было решиться снимать такое сложное кино.
«Наверное, я сошла с ума: снимать первое полнометражно кино с детьми, животными и спецэффектами. Но я уже много работала с эффектами в »Поколении убийц«, и мне ужасно нравится то, чего можно добиться спецэффектами. Я наоборот сразу начала заниматься сценарием, чтобы привнести в него больше магии, потому что я знаю, как работает кино, и каким удивительным может быть результат».
Но работа с животными и детьми легкой не бывает, хотя и приносит удовольствие. Звери и птицы – а в фильме есть свиньи, коровы и галки – вообще довольно капризны.
«Животные были непредсказуемы. Главной дивой на съемочной площадке была корова Берил, которая не хотела ходить по грязи. Просто отказывалась выходить из трейлера и пачкать копыта. Но для таких случаев есть спецэффекты: когда с животными становится совсем трудно, ты думаешь: »ну и ладно, этого достаточно, доделаем на компьютере«. А вот с детьми работать было просто отлично, и это, разумеется, очень сильно отличалось от того, как это бывает со взрослыми актерами. Взрослым нужно объяснять идеи и эмоции. А детям просто надо дать энергию и потом направить ее в нужное русло, они еще умеют пользоваться воображением. Им достаточно сказать: представьте себе, что там сидит слон – и они его тут же видят. Со взрослыми это не работает».
Когда же воображение отказало, помогла Эмма Томпсон. Во время съемок сцены, в которой свинки занимались синхронным плаванием был настоящий пруд – но он, разумеется, был пуст, поросят позже нарисовали комптютерные художники. И тогда актриса и сценаристка Эмма Томпсон плюхнулась в пруд – к вящему восторгу детей, которые смотрели на это круглыми глазами и хохотали. Их реакцию сняли и потом использовали в фильме.
В оригинальном сценарии, кстати, этой сцены не было.
«Эмма написала так: Свинья ныряет в пруд, переплывает его, карабкается на берег и выходит из кадра. А я подумала: как прекрасно было бы, если бы свиньи показали бы обязательную программу по синхронному плаванию… это же и есть кино! Если бы я пришла с такой идеей к телевизионным продюсерам, мне бы сказали: »отлично, Сюзанна, но это слишком дорого«. А киношные люди говорят: »Отлично, так и сделаем«. Но все равно, очень трудно заставить людей вообразить, как все это будет выглядеть. И тут мне как раз помогла Эмма: разделась, прыгнула в пруд и всех удивила».
В фильме, напомним, этого не будет. Вместо раздевшейся Эммы Томпсон будут синхронные поросята и веселые дети. Кино детское, так что не удивляйтесь.