Кто в одиночку спасет свою семью из горящего небоскреба, который еще и захвачен бандитами? Только настоящий мужик, и только если его играет знаменитый герой боевиков
Кто в одиночку спасет свою семью из горящего небоскреба, который еще и захвачен бандитами? Только настоящий мужик, и только если его играет знаменитый герой боевиков. В новом блокбастере студий Legendary и Universal невероятные подвиги совершает Дуэйн Джонсон – пожалуй, самый мужественный актер современного Голливуда. Придумал и поставил картину сценарист и режиссер Роусон Маршалл Тербер, а называется она «Небоскреб».
Мы не можем до выхода фильма в России раскрыть все его тайны, но мы многое можем рассказать о ленте, в которой герой Джонсона невероятно крут и тяжело травмирован. Теперь мы знаем, что даже ножной протез не остановит Скалу, когда он бьется за родных и карабкается по стенам высотки. Человек-паук отдыхает!
Предыстория фильма
Даже маленькие дети знают, что профессиональный рестлинг – это не спорт, а трюковое шоу. Заранее написанные сценарии, отрепетированные схватки, растянутые на множество выступлений сюжетные линии… По сути своей рестлинг очень похож на театр, сериалы и кино, и, казалось бы, его ярчайшие звезды легко должны перетекать на большой экран и становиться «легитимными» актерами.
Однако из всех, кто пытался проделать этот путь, почти никто не добился серьезных успехов. Почему? По множеству причин, самая важная из которых состоит в том, что героизм в рестлинге и героизм в кино требуют от исполнителей очень разного и нередко прямо противоположного.
Герой рестлинга – это, в сущности, инопланетный монстр, который способен пережить такое, что обычного человека убило бы. Он могуч, он внушителен, он неуязвим, и даже если у него течет кровь, зрители из-за этого не переживают. Наоборот, они требуют, чтобы шоу было жестче, потому что на то рестлеры и тренированные профессионалы, что они могут выдержать все, что согласны показать на ринге.
Герой же хорошего зрительского кино в первую очередь человечен и близок публике. Даже если он выглядит как непрошибаемая гора мышц, в нем должна быть толика слабости и уязвимости. Если зрители не верят, что герою трудно и что он может проиграть, то какой смысл им за него переживать и следить полтора-два часа за его приключениями и испытаниями?
Поэтому привыкшие излучать всепобеждающую мощь рестлеры больше подходят не для героических, а для злодейских ролей, где как раз чем круче, тем лучше: «Чем опаснее преграда для героя, тем почетнее ее преодоление». Те же, кто стремится к голливудской вершине, должны стать человечнее и уязвимее, не утратив при этом свою геройскую индивидуальность. Сделать это так трудно, что почти ни у кого в полной мере не получилось.
Дуэйн Джонсон, выступавший на ринге под бойцовским именем «Скала» – редчайшее исключение из правила. Борец в третьем поколении (кстати, Мауи в диснеевской «Моане» срисован с фотографий Питера Майвии, деда Джонсона), американец с самоанскими корнями пришел в кино в 2001 году, когда был на вершине рестлерской славы. Это позволило ему сразу получить существенную злодейскую роль в блокбастере «Мумия возвращается», а затем сыграть своего героя из «Мумии» как положительного персонажа в приквеле «Царь скорпионов». Однако после этого Джонсон почти десять лет шел к признанию его не мускулистым громилой в кадре, а настоящим актером и полноправным киногероем.
Скульптурное тело было его достоянием, но оно же ему мешало. Слишком уж оно было безупречным. Выходом из положения стали комедийные и полукомедийные ленты, где ироничные шутки сбивали с головы Джонсона «корону» и подчеркивали его неотразимое обаяние. Так, в недавнем суперхите «Джуманджи: Зов джунглей» актер сыграл могучего здоровяка из видеоигры, которым управляет 17-летний невротик, не привыкший думать и действовать как супергерой. В результате возникает комичный диссонанс, и он становится основным художественным приемом фильма.
Этого, однако, для Джонсона было недостаточно. Комедии и экшен-комедии – это прекрасно, но актер стремится быть разнообразнее. Ему нужны не только веселые, но и серьезные роли. Причем такие, где он в центре внимания, а не прилагается к глобальному разрушению, как в фильмах-катастрофах «Разлом Сан-Андреас» и «Рэмпейдж», или к взводу других звезд, как в цикле «Форсаж». Довольно успешный «Геракл» 2014 года стал шагом в нужном направлении, и Джонсон пошел дальше по дороге из желтого кирпича, которая привела его в «Небоскреб».
Как мы уже отметили в начале статьи, «Небоскреб» придумал Роусон Маршалл Тербер. Мы узнали его имя в 2004 году, когда он сочинил и поставил спортивный фарс «Вышибалы» с участием Винса Вона и Бена Стиллера. Его попытка снять серьезную мелодраму «Тайны Питтсбурга» коммерческим и критическим успехом не увенчалась, а вот возвращение в мир комедий с фильмами «Мы – Миллеры» и «Полтора шпиона» было достаточно успешным. По крайней мере с точки зрения кассовых сборов. Хотя, откровенно говоря, от фильма с Дуэйном Джонсоном стоило ждать большего, чем 217 миллионов долларов, которые собрали «Полтора шпиона».
Терберу и Джонсону очень понравилось работать вместе, и после завершения съемок они не раз обсуждали возможные проекты. Тем временем в прокат вышел «Крид: Наследие Рокки», и Терберу так понравилась эта картина, что он начал пересматривать старые фильмы с Сильвестром Сталлоне.
Когда режиссер добрался до «Скалолаза» и вновь посмотрел начальную сцену, в которой герою не удается спасти сорвавшуюся девушку, Тербер подумал, что не так уж часто в боевиках можно увидеть, как героический персонаж во время своего представления зрителям совершает трагическую ошибку и как эта ошибка годами мучает его и определяет его дальнейшую жизнь. И тут режиссеру пришло в голову, что Джонсону отлично подошла бы роль супермена, который ужасно ошибся и который надолго утратил веру в себя. Это были бы такие человечность и уязвимость, каких актеру еще играть не доводилось. И кино получилось бы драматичным, а не комичным.
В принципе, Тербер мог бы попробовать снять ремейк «Скалолаза». Но он предпочел опереться на поистине выдающийся триллер – «Крепкий орешек» Джона МакТирнана с Брюсом Уиллисом. Тербер взял ключевую идею «Орешка», а потом поднял ставки – добавил к захвату небоскреба террористами пожар, который злодеи устраивают, чтобы полиция не помешала им орудовать на верхних этажах. Затем он долил в коктейль трагический зачин в духе «Скалолаза», подсыпал щепотку «Беглеца», где герой одновременно преследует злодеев и убегает от полиции… Так постепенно, с миру по нитке, сложился замысел «Небоскреба».
Тербер, кстати, совершенно не стесняется того, сколько в картине заимствований. Он говорит, что черпал идеи из лент вроде «Крепкого орешка» и «Ада в поднебесье» (классического фильма-катастрофы о пожаре в небоскребе), чтобы признаться в любви к ним и посостязаться с ними. Ведь сейчас такое кино можно снять на совершенно ином техническом и трюковом уровне, чем в 1970-х, в 1980-х или в 1990-х. Например, если в «Орешке» Джон МакКлейн в основном сражается внутри здания, то в «Небоскребе» центральный персонаж, получивший имя Уилл Сойер, геройствует и внутри, и снаружи постройки, на огромной высоте.
Также режиссер настаивает, что, при всей цитатности «Небоскреба», это все же оригинальное произведение, а не сиквел, не ремейк и не экранизация. Что, на взгляд Тербера, выгодно отличает ленту от большинства современных блокбастеров. Хотя большой вопрос, что лучше – изобретательный сиквел или оригинальное кино, где подлинную оригинальность нужно искать днем с огнем.
Чтобы подчеркнуть небезупречность героя, Тербер лишил его ноги. В наши дни персонаж с протезом уже не новшество – вспомним героинь «Безумного Макса: Дорога ярости» или «Kingsman: Секретная служба». Но если им отсутствие рук или ног ничуть не мешает, то герой «Небоскреба» сравнительно недавно привык к протезу после долгого лечения и реабилитации. Поэтому он морально и физически не готов повторить то, что творил в свои лучшие годы, когда был командиром спецназа ФБР и имел все положенные конечности. Но он должен спасти семью, и ему приходится действовать через силу, на пределе и за пределом возможностей.
Когда концепция фильма сложилась у Тербера в голове, режиссер рассказал о ней Джонсону. Отсутствие у героя ноги он приберег напоследок, как вишенку на торте: «Да, и все это твой персонаж проделает на протезе». Джонсон был впечатлен, и он загорелся идеей сыграть, возможно, самую сложную роль в своей карьере. Актер чувствовал, что готов принять этот профессиональный вызов.
Интересно, заинтересовали бы продюсеров наработки Тербера, если бы это были просто слова на экране? Вполне возможно, что нет – инвесторы сейчас со скепсисом относятся к оригинальным сценариям. Но участие Джонсона в качестве ведущего актера и продюсера придало проекту вес, и за «Небоскреб», который еще даже не был полноценным сценарием, развернулась финансовая борьба.
Когда студия Legendary Entertainment вышла из схватки победителем, ей пришлось заплатить Терберу три миллиона долларов – и это только за синопсис фильма! Впрочем, для студии, которая специализируется на мужских блокбастерах вроде фильмов о Бэтмене, «300 спартанцев» и «Годзиллы», это не такая уж большая цена за проект с участием одной из ведущих звезд боевиков.
Помимо драматичного сюжета и участия Джонсона Legendary зацепило место действия картины. Когда Тербер однажды побывал в Гонконге, его так впечатлила «вертикальность» китайского мегаполиса, что во время разработки «Небоскреба» он решил, что заглавное здание будет расположено в Гонконге. Legendary же с января 2016 году принадлежит китайскому конгломерату Wanda Group, так что у калифорнийской студии особый интерес к замыслам с китайским привкусом.
Джонсон ничуть не возражал против того, что его герой будет «жечь» не на родине, а за океаном. У актера много поклонников в Азии, и в частности в Китае. Тот же «Джуманджи: Зов джунглей» буквально ворвался в китайский прокат и далеко опередил по сборам все местные картины, которые вышли одновременно с ним. Поэтому «Небоскреб» стал для Джонсона еще и попыткой подкрепить любовь восточных зрителей лентой, которая прозрачно намекает, что Китай стал высокотехнологичным центром притяжения для западных героев и западных злодеев.
Роусон прежде серьезных дорогостоящих триллеров не снимал, но его экшен-комедия «Полтора шпиона» убедила инвесторов, что он справится и с более сложной задачей. Поэтому в праве Тербера экранизировать сценарий никто не усомнился, и режиссер получил в свое распоряжение весьма солидный бюджет в 125 миллионов долларов, который предоставили студии Legendary и Universal. Все формальности были завершены весной 2017 года. Примерно тогда же Тербер закончил сценарий и приступил к кастингу.
Работа над фильмом
Чем занимается жена главного героя в «Крепком орешке»? Почти ничем. В основном она переживает и ждет, когда кто-нибудь ее спасет. В наши дни, однако, киногероини не должны быть столь пассивны, особенно если это взрослые женщины, а не маленькие девочки. Так что Сара Сойер, жена главного героя «Небоскреба», тоже вносит свою лепту в общее спасение.
По сценарию Сара – военный хирург. Она познакомилась с Уиллом, когда спасла ему жизнь после миссии, в которой мужчина потерял ногу. Теперь у них двое маленьких детей, и внимание Сары в значительной мере сосредоточено на них и на муже. Но это все еще женщина с военной подготовкой, и она отнюдь не беззащитна и не безвольна в экстремальной ситуации. Хотя, конечно, Уилл – основной герой фильма, и Сара у него эту честь не отбирает.
Роль миссис Сойер досталась Нив Кэмпбелл, канадской звезде хоррор-эпопеи «Крик». Несмотря на свою большую известность в конце 1990-х и в начале 2000-х, Кэмпбелл не смогла выбиться в большие звезды и прописалась на ТВ. В частности, она провела два сезона в сериале «Карточный домик». Тем не менее Тербер предпочел ее более заслуженным кинозвездам, поскольку ему понравилось, как она в роли жены смотрится в паре с Джонсоном в роли мужа.
Когда режиссер нашел главных героев, он смог подобрать им экранных детей из числа миловидных метисов. Маленький Ноа Коттрелл получил роль Генри Сойера из-за своей схожести с Джонсоном в детстве. Это его первая работа в большом проекте. Напротив, Маккенна Робертс, которой досталась роль Джорджии Сойер, – опытная актриса. Правда, телевизионная. Девочка снималась в сериалах «За пределами», «Молодые и дерзкие» и «Вне времени».
В отличие от «Крепкого орешка», действие в «Небоскребе» развивается не в банальном высотном здании, а в уникальном сооружении. Небоскреб «Жемчужина» – самый высокий в мире, и он насыщен новаторскими инженерными и дизайнерскими решениями. Это целый вертикальный город, где можно жить, работать, совершать покупки, развлекаться, гулять в парке и даже выращивать еду! При этом «Жемчужина» не нуждается во внешнем электричестве – в здание встроена огромная ветряная турбина.
Придумал и построил «Жемчужину» миллиардер Жао, своего рода китайский ответ Стиву Джобсу. Правда, Жао поднялся на вершину бизнеса из самых низов, а не из среднего класса. Он родился в рыбацкой деревне, но смог выучиться, разбогатеть и стать «хозяином мира». Его небоскреб вдохновлен китайской сказкой о бедном мальчике, который нашел волшебную жемчужину, проглотил ее и превратился в могучего дракона. Поэтому «Жемчужина» внешне напоминает взвившегося к небу китайского дракона, который держит во рту сияющую сферу.
Жао знакомится с Уиллом Сойером, когда нанимает экспертов для оценки безопасности здания. Уникальная постройка требует самого тщательного анализа, чтобы здание можно было застраховать. Как и можно ожидать от человека, который чуть не погиб во время миссии, Уилл дует на воду и сомневается, что все в «Жемчужине» так радужно, как расписывает Жао. И его подозрения сбываются…
Роль Жао получил сингапурский актер Чин Хань, который много работает на Западе с тех пор, как снялся в «Темном рыцаре» Кристофера Нолана. В частности, он играл в голливудской версии «Призрака в доспехах», в блокбастере «День Независимости: Возрождение», в сериалах «Стрела» и «Марко Поло».
Австрало-британский актер Ноа Тейлор из «Игры престолов», блокбастеров о Ларе Крофт с Анджелиной Джоли и других известных проектов сыграл в «Небоскребе» страховщика Пирса, который оказывается одним из злодеев ленты.
Датчанин Роланд Мёллер из номинированной на «Оскар» датской военной драмы «Моя земля» и из шпионского триллера «Взрывная блондинка» изобразил южноафриканского наемника Боту. Злодей вместе со своими прихвостнями захватывает небоскреб, устраивает пожар и подставляет Уилла, чтобы гонконгская полиция занималась американцем, а не настоящими негодяями. Зачем это Боте? Конечно, ради денег. А все подробности его плана мы, разумеется, разглашать не будем.
Когда Пабло Шрайбер, младший сводный брат известного актера Лива Шрайбера, снимался в тюремном сериале «Оранжевый – хит сезона», он казался полудохлой «жердью». В последнее время, однако, Шрайбер стал получать роли иного плана, и он накачался и превратился в крепкого парня почти двухметрового роста. Так что в «Небоскребе» Шрайбер вполне органичен в роли Бена, бывшего сослуживца Уилла по спецназу ФБР, который теперь заведует безопасностью в «Жемчужине».
Тайваньская актриса с австралийскими корнями Ханна Куинливан получила роль наемницы Сиа на службе у Боты. Пока что Куинливан известна не столько ролями, сколько тем, что она в 2015 году вышла замуж за знаменитого тайваньского поп-кумира Джея Чоу (мы видели его в «Зеленом Шершне»). У пары уже двое детей, и Куинливан проходила прослушивание для «Небоскреба» за день до вторых родов! Еще через три месяца она уже снималась. Вы могли видеть ее в картине «Шанхайский перевозчик».
Кстати, несмотря на английское имя и двойное гражданство Австралии и Тайваня, Ханна говорит по-китайски куда лучше, чем по-английски. Поэтому для съемок в «Небоскребе» ей пришлось подучить свой второй язык.
Наконец, родившийся в Гонконге и снимающийся на Западе американский актер Байрон Манн («Женщина-кошка», сериал «Стрела») взял на себя роль гонконгского инспектора полиции Ву. Попутно Манн с ретивостью настоящего патриота добился, чтобы картина максимально точно изобразила гонконгскую полицию.
Последнее не было бы большой проблемой, если бы «Небоскреб» снимался в Гонконге или хотя бы в Китае. Но организация съемок в Китае – большая проблема для западных продюсеров, даже если они работают на боссов из Пекина. Бюрократия, которая видит в каждом голливудце потенциального шпиона ЦРУ, может доставить миллион проблем. И так как действие «Небоскреба» в основном развивается в вымышленном здании и на его стенах, то съемки устроили в канадском Ванкувере, а в Гонконг съездили лишь для того, чтобы запечатлеть виды города и потом вмонтировать их в фильм.
Соответственно, Китай в Канаде пришлось конструировать на пустом месте, и Манн крутился как белка в колесе, чтобы декораторы, костюмеры, бутафоры, ассистенты по массовке и все остальные ничего не напутали и намеренно не испортили. Так, например, пекинские начальники полагали, что было бы здорово, если бы полицейские в фильме говорили на путунхуа – основном диалекте материкового Китая. Но Манн настоял на том, что полиция в Гонконге пользуется родным кантонским диалектом и переходит на путунхуа лишь для объяснений с «коммунистами». Пришлось набирать соответствующую массовку.
Себе в помощь Манн нанял сержанта гонконгской полиции в отставке, и они вместе бились за каждую аутентичную деталь – от расположения надписей в удостоверении до черных перчаток для сбора улик. Головная боль от «соучастников» была изрядная, но группа подчинялась. Никто не хотел, чтобы картину засмеяли в Гонконге и в материковом Китае, где полицию Гонконга часто видят на экране.
Порой актерам для съемок в блокбастерах приходится учиться быть экранным героем. Дуэйн Джонсон эту науку давно освоил, а вот играть инвалида ему прежде не доводилось. Чтобы помочь звезде, продюсеры привлекли Джеффа Гласбреннера – трехкратного участника Паралимпийских игр (Джефф занимался баскетболом на колясках) и первого американца с ножным протезом, который покорил Эверест.
Гласбреннер – известный лектор. Но если обычно он выступает с мотивационными рассказами о том, как превращать тяготы в триумфы, то Джонсон и съемочная группа узнали от него все «интимные» подробности жизни с современным протезом. Больше всего авторов фильма интересовало, как человек бегает, прыгает, карабкается без здоровой ноги и чему Джонсону нужно будет научиться, чтобы казаться достоверным инвалидом. Разумеется, у бутафоров и создателей визуальных эффектов тоже было много профессиональных вопросов.
За дизайн картины отвечала команда художника-постановщика Джима Бисселла, некогда «открытого» Стивеном Спилбергом во время подготовки к съемкам «Инопланетянина». С тех пор Бисселл работал над такими лентами, как «Близнецы», «Ракетчик», «Джуманджи», «300 спартанцев», «Миссия невыполнима: Протокол Фантом». Главной задачей художника была проработка грандиозного небоскреба – создание его внешнего облика и всех помещений, куда герои попадают.
Чтобы здание было не только эффектным и инновационным, но и хотя бы отчасти правдоподобным, группа консультировалась с Эдрианом Смитом, архитектором «Бурдж-Халифа» – самого высокого здания в мире, которое находится в Дубае. Так, Смит посетовал на то, что для сверхвысоких построек нельзя найти лифтовые тросы подходящей длины, и в сценарии «Небоскреба» это было обыграно.
Разумеется, построить небоскреб для съемок было невозможно, да и не нужно – снимать картину на высоте было бы слишком опасно. Вместо этого группа полагалась на создателей компьютерной графики и много снимала в виртуальных декорациях. То есть на фоне зеленых экранов, которые затем заменялись интерьерами здания.
Однако были и съемки на улицах Ванкувера, и работа в парке Университета Британской Колумбии, который после существенной декораторской достройки изобразил многоэтажный внутренний парк «Жемчужины». Конечно, эти кадры все равно дорабатывались мастерами спецэффектов. Равно как и сцены пожара, поскольку группа старалась пореже включать горелки с настоящим огнем вблизи актеров. Ведь в съемках участвовали маленькие дети. Да и взрослые актеры могли подкоптиться в суматошных экшен-сценах.
Кстати, об экшен-сценах. Их придумывали так, чтобы любое препятствие Уилл и Сара преодолевали с огромным риском и с большим трудом. Никаких демонстраций заведомого превосходства и никакой завидной легкости. Фильм снимался как триллер, и Тербер добивался, чтобы лента была под стать лучшим образчикам жанра.
Персонажи «Небоскреба»
Уилл Сойер – главный герой фильма. Бывший командир спецназа ФБР, он лишился ноги во время провальной операции. Теперь Уилл – кабинетный работник и эксперт по безопасности, которого привлекают для аудита самого высокого в мире небоскреба в Гонконге. Когда на здание нападают бандиты, Уиллу приходится отбивать у злодеев свою семью. Сойера сыграл Дуэйн Джонсон.
Сара Сойер – главная героиня фильма. Жена Уилла и мать двоих детей, Сара обладает подготовкой армейского хирурга. В прошлом она благодаря этому спасла будущему мужу жизнь, а теперь она использует свои навыки, чтобы выжить и защитить детей во время нападения бандитов на небоскреб. Сару сыграла Нив Кэмпбелл.
Жао – китайский миллиардер и технический гений. Жао придумал и построил колоссальный небоскреб, в котором разворачивается действие. Он становится основной мишенью для захвативших здание злодеев. Жао сыграл Чин Хань.
Пирс – представитель компании, которая обещает застраховать небоскреб, если будут соблюдены все необходимые процедуры. Страховка необходима, чтобы здание можно было открыть для широкой публики. Пирса сыграл Ноа Тейлор.
Бота – бандит-наемник из Южной Африки. Он вместе со своими людьми захватывает небоскреб, устраивает пожар и берет обитателей здания в заложники. Боту сыграл Роланд Мёллер.
Бен – начальник службы безопасности небоскреба. В прошлом Бен служил вместе с Уиллом в ФБР, и герой оказывается в небоскребе по протекции старого знакомого. Бена сыграл Пабло Шрайбер.
Ожидания
Из числа свежих лент с Дуэйном Джонсоном «Джуманджи: Зов джунглей» собрал в прокате почти миллиард долларов, а «Рэмпейдж» – более 420 миллионов долларов. Это вдохновляющие числа для прокатчиков «Небоскреба», которому при бюджете в 125 миллионов долларов будет достаточно заработать 300 миллионов, чтобы считаться окупившимся.
Конечно, оригинальным картинам, которые опираются только на звезду и трюки и эффекты, в наше время приходится нелегко, и впечатляющие сборы ленте не гарантированы. Однако Джонсон из тех редчайших нынешних звезд, у кого неплохие шансы собрать толпы зрителей своей физиономией на постере.
Первые отзывы критиков не слишком радуют, но журналисты пишут, что фильм подходит для тех, кто хочет развлечься в летний зной, когда не тянет делать ничего более умного. Китайские власти с этим полностью согласны – картина выйдет в их прокат в конце июля, хотя обычно середину лета полностью отдают национальным лентам. Посмотрим, поможет ли китайская жара голливудской Скале.