![Okko](/themes/filmru_desk/img/okko/okko_bottom.png)
Удивительная во всех смыслах работа признанного аниматора Макото Синкая.
«Ловцы забытых голосов» — ранняя работа Макото Синкая, вышедшая еще до признанных всеми лент «Твое имя» и «Дитя погоды», но уже после известных «5 сантиметров в секунду». Во многом она кажется своеобразным поиском авторского почерка: нередко именно «Ловцов» считают самым необычным из аниме Синкая. Разумеется, неспроста.
Асуна Ватасэ учится в средней школе. Она девочка самостоятельная: отец умер несколько лет назад, а мать-медсестра сутками пропадает на работе, так что ей приходится заниматься домом в одиночку. Единственная отрада — секретное логово в горах, куда школьница тайком убегает слушать радио, доставшееся от папы. В своем убежище она встречает Сюна — странного юношу, который якобы прибыл из загадочной Агарты. Знакомство оказывается недолгим: буквально на следующий день Асуна узнает о его смерти, а следом — о том, что в теории юношу можно воскресить в той самой Агарте. С этого начинается ее странное и удивительное путешествие в новый мир, мало похожий на привычный.
Пожалуй, главное, что выделяет «Ловцов» на фоне других работ аниматора, — это фэнтези-принадлежность. Да, большая часть работ Синкая содержит фантастику в том или ином виде, но большинство ограничивается вмешательством в реальность. Здесь же Асуна буквально переносится в альтернативный мир, из-за чего мультфильм часто сравнивают с другим известным аниме, «Унесенными призраками» Хаяо Миядзаки. Сталкивать лбами двух мастеров не стоит: они все же говорят о разных вещах совершенно разными средствами, и общего между лентами куда меньше, чем может показаться на первый взгляд. Пока Миядзаки препарирует трудности взросления, пестует важность принятия себя и не забывает погрозить кулаком капитализму, Синкай обращается к теме потери, которая в «Ловцах» выступает центральной.
Внимание по большей части уделяется даже не столько Асуне, которая является протагонисткой, а второстепенным персонажам. Важнейшим в итоге становится Рюдзи Морисаки — новый учитель Асуны и по совместительству представитель таинственной организации «Архангел», которая пытается найти вход в Агарту. Очевидно, что цель у него та же: вернуть к жизни кого-то важного. И так уж выходит, что именно Рюдзи становится движущей силой, стоящей за всем приключением, — Асуна оказывается не более чем сторонней наблюдательницей. Несмотря на заявленную миссию, девочка явно отправляется в Агарту за чем-то еще — и свою цель понимает только ближе к финалу истории. В отличие от учителя, чье путешествие начинается с абсолютно конкретной мотивацией.
Вторым ключевым для истории героем становится Син, младший брат упомянутого Сюна, и его попытки осознать реальность. Мальчик проходит куда более сложный психологически путь, постепенно меняя взгляд на многие вещи — от устройства Агарты до важных для него лично принципов. Син играет куда меньшую роль, во многом просто в силу того, что его путь с героиней пересекается не так часто: история подана глазами Асуны, что накладывает определенный отпечаток на все повествование.
Для всех ключевых персонажей центральной темой является именно травма потери: каждый из них кого-то потерял и не может до конца с этим примириться. Троица переживает утрату по-своему: Асуна ищет успокоение в других, Син пересматривает отношения с братом, а Рюдзи натурально ослеплен прошлым и не способен его отпустить. Повествование пронизано намеками на связь с загробным царством: то и дело появляющиеся в кадре насекомые традиционно считаются в Японии связующим звеном между двумя мирами — реальным и духовным.
Странно, но на этом значимым метафорам по большей части приходит конец. Синкай использует немало сложных образов: например, привратниками в другой мир выступают коатли (явно позаимствованные у ацтеков), сам мир Агарты взят из эзотерических трактатов, а упоминающаяся в сюжете летающая лодка Шакуна Вимана подсмотрена в манускрипте «Вайманика-шастра», якобы описывающем древнюю Индию, но на деле написан текст в начале ХХ века. В истории хватает и других заимствований — от христианства до культуры древней Месопотамии, которые должны складываться воедино, но выглядят скорее разрозненными и надерганными в случайном порядке.
И эта «надерганность», увы, сильно мешает. Проблема в том, что Синкай отрывочно выстраивает в «Ловцах» все: у автора явно есть идеи, которые он хочет донести до зрителя, и он активно использует образы, но забывает о целостности произведения. Из-за этого местами история делает странные скачки: пропускаются крупные временные отрезки, пропадают мотивации, теряется нить общего повествования. Что удивительно — особенно на фоне того, сколько сцен посвящено традиционному для автора созерцанию окружения. Да и хронометраж немалый — почти два часа!
Впрочем, Синкай скорее добивается своего: результаты решений героев наглядны, образность работает (даже несмотря на внешнюю бессвязность), а визуал традиционно завораживает. Это определенно не лучшая работа аниматора — но она интересна как прецедент: очень уж наглядными вышли авторские искания. Что само по себе ценно.
Смотрите аниме «Ловцы забытых голосов» в повторном прокате с 6 февраля.