Жестокий автор "Клетки", "Запределья" и "Бессмертных" дебютирует в жанре детского киноспектакля
Жестокий автор "Клетки", «Запределья» и «Бессмертных» дебютирует в жанре детского киноспектакля.
Новая версия "Белоснежки", сказки, популяризированной братьями Гримм. Злая королева (Робертс), сгубившая мужа и страдающая от мыслей о собственном старении, с завистью и ненавистью взирает на падчерицу, Белоснежку (Коллинз). Попытки сгубить и ее приводят к тому, что Белоснежка становится во главе армии гномов-бандитов и лишает Злую королеву сперва власти, а потом и жизни.
Тарсем Сингх поставил за свою жизнь много клипов и три полнометражных фильма, отличавшихся какой-то нечеловеческой визуальной избыточностью и эклектичностью. Ничто и никогда ему не мешало сваливать в одну кучу Тарковского, Дэмиена Херста, французскую анимацию, индийскую архитектуру, византийские иконы, живопись Ренессанса и романтизма и вообще все эффектное и удивительное, что он видел в жизни. Герои его "Белоснежки" живут в замке, неуловимо напоминающем крымское Ласточкино гнездо (Тарсем или его постоянный художник Том Фоден могли видеть это строение в "Синей птице" Джорджа Кьюкора); только тут замок выглядит как белоснежный и златоглавый православный храм без крестов. Когда персонажи откалывают там музыкальные номера, на ум невольно приходят девушки из Pussy Riot. Но это просто Тарсем.
"Белоснежка" (которая в оригинале называется "Mirror Mirror" – в адекватном русском переводе "Свет мой зеркальце") – это, во-первых, комедия, во-вторых, детская, с американским прокатным рейтингом PG. Если вспомнить, сколько жестокости было в предыдущих фильмах Тарсема (будь то выматывание кишок из живого человека в "Клетке" или психологически садистское убийство героев сказки в "Запределье"), это не может слегка не поразить. Тут за жестокость отвечает Злая королева в исполнении Джулии Робертс – комическая сука, которая бесконечно омолаживается с помощью инъекций паучьего яда и масок из помета, а за житейскими консультациями ходит в Зазеркалье, представляющее собой два дизайнерских бунгало посреди океана. В Зазеркалье ее ждет двойник – более серьезная и печальная Джулия Робертс, которая, выглядывая из трюмо, предостерегает о том, что за исполнение желаний, особенно вредных, придется расплачиваться. Злой королеве на это плевать, и двойник со вздохом принимается творить по ее заказу пакости.
Главное желание Злой королевы, конечно, истребить свою восемнадцатилетнюю падчерицу. Белокожая, черноволосая, хорошо воспитанная, обходящаяся безо всяких паучьих ядов, она сама по себе вызывает у Королевы спазмы отвращения. К тому же Белоснежка осторожно намекает, что технически именно она – законный претендент на власть в королевстве, будучи совершеннолетней наследницей отца, сгинувшего в лесу много лет назад. Положение становится совсем невыносимым из-за того, что между двумя женщинами встает мужчина – красавец принц Валенсийский; королева очень рассчитывает выйти за него замуж, но принц явно отдает предпочтение Белоснежке.
Сначала королева по-старинке приказывает слуге отвести девушку в близлежащий березовый лес и там прикончить. Известно, чем это заканчивается: слуга никого не убивает, а Белоснежка находит новую семью в виде семерых злобных карликов, которых человечество отвергло за малый рост и которые теперь всех грабят. С помощью психологического кунштюка умница Белоснежка мирит их с людьми, и те пускают энергию в русло борьбы со злом, начиная грабить исключительно королевских слуг. В ответ Джулия Робертс обращается к более действенным приемам – куклам-убийцам и печальному усатому монстру.
Тарсему не то чтобы неуютно в мире детской сказки, но он словно осматривается по сторонам, как человек, попавший в незнакомое интересное помещение. "Белоснежка", в отличие от остальных фильмов Тарсема, похожа на спектакль и скована условиями сценической постановки – полфильма разворачивается на одной и той же лесной поляне, где находится хижина гномов, другая половина – в королевских покоях и зале для приемов (есть еще несколько видов площади города, которая тоже – откровенно театральная декорация). Некоторые склонны думать, что это вполне осознанная игра с европейскими театральными традициями, но человеку, хуже знающему театр, тут трудно не вспомнить детские впечатления и не употребить слово "утренник". Именно в этом жанре "Белоснежка" и выдержана – но это хороший утренник. Робертс на самом деле практически идеальна (и идеально выглядит); Лили Коллинз куда более удачная Белоснежка, чем можно предположить, глядя на фотографии – она живая, с блестящими глазами и ничуть не уступает своей мачехе (при том что мачеха, конечно, по определению куда более эффектный персонаж). Там неожиданно много удачных шуток; и вообще Тарсем, которого слегка понесло в "Запределье" и который начал откровенно самодурствовать в "Бессмертных…", здесь как-то незаметно покорился сценарию – и снял, в сущности, прелестный фильм.
Если есть в этой сказке какая-то мораль, то она в том, что сдержанность и самоограничение идут некоторым – не только Злым королевам – на пользу. А запустить главную аудиовизуальную шутиху зрителю в мозг можно и в самом финале, когда зло повержено, а героиня среди своих золотых куполов заламывает руки и начинает… впрочем, эту сцену, где Тарсем передает привет родине и ее избыточному киноискусству, пересказывать вряд ли стоит.