Даже сегодня, когда экранизации комиксов Marvel и DC собирают мировую кассу под миллиард долларов, массовый зритель не торопится доверять рисованным историям, склоняясь к мысли – ничего интересного в этих супергеройских делах нет
Большому кораблю – большое плавание, а культовой картине – не уступающий по значимости первоисточник. Космическая опера с элементами эротики от режиссера Роже Вадима появилась не на пустом месте, на экран постановщик перенес обворожительный образ Барбареллы из одноименного графического романа Жан-Клода Фореста. Вадим смеха ради захотел снять такое кино, которое «щелкнуло бы по носу» многочисленные низкосортные фантастические фильмы из Голливуда, наводнившие европейские кинотеатры, но у талантливого человека трэш не получится при всем желании. «Барбарелла» Джейн Фонды своей популярностью превзошла рисованную прародительницу и стала символом женской сексуальности на долгие годы.
После успеха семейной комедии «Один дома» могло показаться, что все последующие фильмы в карьере Макалея Калкина писались исключительно для него и под него. В некоторой степени так и было, но в случае «Богатенького Ричи» идея витала в воздухе уже давно – нужно было только дождаться подходящего актера. «Комиксовый» Ричи ждал долго, первый бумажный выпуск его приключений увидел свет в 1953 году, и просуществовал герой в печатном виде три десятка лет – только успевай снимай. Но сил у сценаристов хватило только на две полнометражные картины и три телепроекта, последние особенного успеха не снискали.
Жоанну Сфару, режиссеру биографического фильма о Серже Генсбуре, наверное, не очень бы понравилось появление в этом нашем списке. Дело в том, что основой сценария «Любви хулигана» стал не комикс как таковой, а заметки постановщика, выполненные в особой графической манере. Сфар, давно и успешно реализующий себя как автор комиксов, просто изложил сценарий в привычной для себя манере скетчей и баблов – так, по его собственным словам, ему лучше думается. Наверное, это так, тем более что удержаться от рисунков режиссер не смог и в фильме, анимированные ставки – это те самые рисунки, которые стали своеобразным комиксом-сценарием.
Шпионская драма канала Fox «Живая мишень» в 2010 году лишь сторонним наблюдателем считался ремейком одноименного шоу 1992 года, на самом деле оба сериала имеют куда более глубокие общие корни. В основу их сценариев легли персонажи, давным-давно получившие прописку на страницах комиксов. Причем происхождение их весьма аристократично – Фред Венэйбл впервые появился в комиксах о Бэтмене, а Кристофер Ченс происходит из мира Супермена. В конце 1990-х в свои руки персонажей заполучило издательство Vertigo, и парни получили полноценную собственную линейку. Выход сериала стал логическим продолжением популярного бумажного издания, хотя часть зрителей этого даже не подозревала.
Француженка Джули Марох начала рисовать историю о двух влюбленных женщинах в возрасте девятнадцати лет, а закончить 160-страничный графический роман ей удалось только по наступлении 25. Пустить весьма спорную историю в печать Марох смогла только с помощью друзей и французской общины Бельгии, зато комикс моментально сделал ее знаменитой – «Синий – самый теплый цвет» заработал несколько крупных призов. Ну, а фильм Абделатифа Кешиша лишь продолжил череду побед, собрав внушительную коллекцию наград, увенчанную «Золотой пальмовой ветвью» Канн.
Со своей сложившейся комикс-культурой Америка редко обращалась за вдохновением на другие континенты, но порой любопытные заимствования все же случались. Так, в 2002 году канал Showtime запустил в эфир сериал «Иеремия», сценарий которого основывался на графических романах бельгийского художника. Эрман Юппен с 1979 года подготовил к печати 32 полновесных тома о похождениях подростков на постапокалиптической Земле, вышедших во Франции, Германии и Нидерландах. Сериал на ТВ продержался несколько меньше – всего два сезона, – но своих преданных поклонников обрести успел.
Историю Джека-потрошителя каким только образом не представляли публике: спектакли и фильмы, бульварные романы и глубокие документальные исследования, мультфильмы и комиксы. Да-да, героем комиксов до сих пор нераскрытый убийца тоже был. В том числе и героем комикса «Из ада» легендарного Алана Мура. Готический графический роман Мура выходил с 1989 по 1996 годы и буквально просился на экран, однако вариант, снятый братьями Хьюз, автора категорически не устроил – история была значительно упрощена, смыслы подменены, а герои романтизированы. Собственно, именно «Из ада» стал причиной конфликта Мура с Голливудом, не утихающего и сегодня.
Один из самых успешных проектов издательства Top Cow Productions, супергеройский комикс-триллер «Клинок ведьм», выходивший в печать с 1995 по 2015 годы, получил сразу несколько «вторых жизней». Его трансформировали в аниме, манга и даже литературную повесть. Посетили герои комикса и телевидение – одноименный сериал канала TNT транслировался в эфире в 2001-2002 годах. По слухам, сериал закрылся только из-за проблем исполнительницы главной роли Янси Батлер с алкоголем, и сейчас якобы канал планирует перезапуск. Не остаются в стороне и «киношники» – планы на полнометражную игровую адаптацию витают в воздухе с 2009 года, но воплощения они пока не получили.
Лишь о пунктирном сходстве можно говорить в случае с фильмом Чарльза Рассела и комиксом издательства Dark Horse Comics с одинаковым названием «Маска». Да, чисто технически сюжет картины повторяет фабулу графического романа – мелкий клерк Стэнли Ипкисс находит маску бога обмана Локи и из «доктора Джекилла» превращается в «мистера Хайда», – но рисованные истории далеко не так веселы. Наоборот, исходный комикс – это леденящий душу ужас, криминальный триллер и развлечение не для слабонервных. И именно в этом ключе должна была быть выполнена экранизация. Однако вместо нового «Кошмара на улице Вязов» зрители получили уморительную комедию, сделавшую звездами Джима Керри и Кэмерон Диас.
Это у нас публикация комиксов на последней странице газеты выглядит развлечением самого низкого уровня, а вот британская The Guardians ничуть такого формата не смущается, больше того, стрипы со страниц этого знаменитого издания становятся подлинными шедеврами. Вполне заслуженным успехом, например, в 2005-2007 годах пользовалась серия еженедельных рисунков, в вольной форме пересказывающих сюжет романа Томаса Харди «Вдали от обезумевшей толпы». Автор комиксов Пози Симондс наверняка и не предполагала, что ее «Неотразимой Тамарой» заинтересуется сам Стивен Фрирз, но случилось удивительное, и фильм с таким необычной родословной дошел до самых Канн.
Азиатские кинематографисты тоже давно перестали стесняться повального увлечения зрителей аниме и манга. Почему бы не использовать их в качестве подложки для сценария? Пак Чхан Ук эту мысль блестяще реализовал, сняв драматический детектив «Олдбой», историю человека, без особых причин заточенного в темницу на долгие годы, а затем столь же внезапно выброшенного на улицу. Японская манга с этим же названием выходила в печать с 1996 по 1998 годы, кроме уже упомянутого южнокорейского варианта свои адаптации зрителям предложили в Голливуде и Болливуде. Впрочем, Чхве Мин Сик, сыгравший несчастного O Де Су первым, навсегда останется лучшим мстителем с молотком.
С культовой классикой эпохи видеосалонов «Ох уж эта наука!» Джона Хьюза наши зрители познакомились тогда, когда о существовании комиксов в стране подозревали только дипломаты и их дети. А между тем комедия с легким эротическим флером выросла из журналов с картинками, причем с весьма примечательным прошлым. «Чудеса науки» – серия рисованных историй, берущая начало в 1950 году, и одним из авторов этой серии выступил всемирно известный писатель-фантаст Гарри Гаррисон. Вместе с единомышленниками Гаррисон планировал нести удивительные научные факты и свойства веществ массам через красочные научно-фантастические истории, но, увы, проект прогорел, не выдержав конкуренции с более популярными супергеройскими комиксами и ужастиками вроде «Баек из склепа». Вот и Хьюз, решившийся на экранизацию, от науки практически отказался, заменив ее на шутки и глупости.
Картина, которую сегодня вспоминают обычно в связи с тем, что в ней последнюю свою подростковую роль сыграла Скарлетт Йоханссон – «Призрачный мир» Терри Цвигоффа, – тот самый пример независимого кино, вырастающего из самых удивительных семян. Основой сценария этой трагикомедии стал графический роман с тем же названием, выходивший пять лет в издательстве Fantagraphics Books. 18-номерной комикс отличался необычным стилем и достаточно мрачной атмосферой, поэтому Цвигофф пошел на существенные изменения, вплоть до того, что персонажа Стива Бушеми в фильме «сшили» из двух героев первоисточника. Впрочем, шлифовка признана удачной – картина была номинирована на «Оскар» и «Золотой глобус».
Если в вопросе о курице и яйце первенство до сих пор железно не установлено, то в случае с картиной «Фонтан» Даррена Аронофски точку поставить можно со всей основательностью – первым был все-таки фильм. Но фильм несостоявшийся. Дело в том, что Аронофски планировал позвать в «Фонтан» Брэда Питта и Кейт Бланшетт, но студия зарубила постановщику бюджет, 70 миллионов долларов на многогранную сложную притчу продюсеры давать были не готовы. Обидевшийся режиссер излил выстраданный сценарий в комикс, выпущенный в продажу в 2005 году. Удивительно, но этот ход принес плоды, рассудив здраво, WB согласилась дать половину суммы и выторговала замену Питта и Бланшет на Джекмана и Вайс.
Авторы музыкальной семейной комедии «Энни» с Джейми Фоксом, Кэмерон Диас и Роуз Бирн в главных ролях называют основой сценария своего фильма одноименный бродвейский мюзикл, впервые поставленный еще в 1970-х. Все так, но, заглянув глубже, пытливый зритель заметит, что на сцену «Энни» взошла не из воздуха – маленькая любительница петь впервые была замечена на страницах американских газет в ежедневных комиксах еще в 1924 году. Ежедневный комикс «Маленькая сиротка Энни» выходил в том или ином виде до самого 2010 года, на сорок лет пережив своего автора. За это время Энни успела стать героиней радиоспектакля, пяти экранизаций в кино и бесчисленного числа театральных постановок.