Обзор иностранной прессы по фильмам «Трансформеры: Эпоха истребления» и «Внеземное эхо»
Традиционный летний блокбастер почти всегда можно описать расхожим в наши дни прилагательным «пафосный». Фильм с 200-миллионным бюджетом в большинстве случаев будет страдать нарциссизмом и кичиться тем, во что вложены деньги: спецэффекты, техническое оформление, декорации и иногда актеры. Причем все это самовосхваление рассчитано на широкого зрителя, а значит, дежурные реплики в одну строку обеспечены: «Мы должны спасти мир», «Вы – единственный, кто нам нужен» и любимое американцами Oh my gosh. Добавим к этому план на фоне национального флага, стойку главного героя вполоборота и какой-нибудь драматичный поединок один на один в концовке. Все это нужно покрыть толстым слоем CGI, пиротехнических примочек и тонной опрятного грима. У Майкла Бэя и его внеземных «Трансформеров» блокбастеры получаются именно такими – пафосными, но на самом деле кино о попавших на Землю машинизированных существах может быть гораздо скромнее.
Режиссер Дэйв Грин демонстрирует, что эффектную картинку можно снять и без подвижной площадки с водруженной на нее IMAX-камерой. Грин своего робота запечатлел в формате мокьюментари на кучу камерофонов (на самом деле он мухлевал и периодически брал в руки обычную кинокамеру).
Скромное «Внеземное эхо» рассказывает о трех детишках, Таске, Манче и Алексе, которые поймали на свои смартфоны странный сигнал. Следуя за этим сигналом, они находят нечто… нечто безобидное. Оказывается, на Землю с неба свалился пришелец, но у него нет щупалец, брызжущей из всех щелей слизи или огромных челюстей с клыками. Инопланетянин полностью технологичен, похож на совенка и бибикает, как R2D2. Правда, внешность его несколько обманчива: хоть он и маленький совенок, это маленький Магнето, легко раскладывающий на запчасти любую технику.
Работая над «Эхом», Грин вспоминал себя в молодости. Он поведал, что, будучи ребенком, бегал с камерой и снимал все подряд, поэтому фактически это воплощение его фантазии, а каждый герой – часть его детства.
«Отметим юный, полный энергии дух, отлично переданный актерами-новичками, достойную компоновку сырого видеоряда и редкие, но к месту примененные спецэффекты. Все это вкупе приводит к приемлемому результату», – пишет Майкл Рехтшаффен (Michael Rechtshaffen/The Hollywood Reporter).
Джофф Беркшир (Geoff Berkshire/Variety) разглядел аналогии с «Инопланетянином» и «Хроникой», однако упрекнул «Эхо» в отсутствии индивидуальности: «Выдавая себя за найденную пленку для семейной аудитории, “Внеземное эхо” тянется к звездам, выделывая всякие сай-фай-штучки, но в конечном итоге так и не отрывается от земли».
«Всегда приятно увидеть свой фильм в одном предложении с “Инопланетянином”, и я понимаю, что в некоторой степени мы с ним в равных условиях, но все же это фильм моего детства, которым я восторгался, когда рос, – говорит Дэйв Грин (ComicBook.com). – “Инопланетянин” – это история об очень близкой дружбе между двумя персонажами, мальчиком и пришельцем. “Внеземное эхо” – тоже история о дружбе, но уже не о детях и существе, а скорее только о людях. Им предстоит пережить очень драматичный момент в жизни, сказать друг другу “прощай” и повстречать нового друга, которому нужна помощь».
Если же Грин действительно делал ставку не на милого совенка с голубыми глазами, а на трех друзей, то все же он прогадал, по крайней мере по мнению Джона Хэйзелтона (John Hazelton/Screen International): «Пусть сюжет подкидывает несколько моментов, когда дружба между тремя детьми проверяется на прочность, ленте не хватает общей напряженности, чтобы произвести должный драматичный эффект».
Мокьюментари с милым совенком, рухнувшим с неба, покажут на лос-анджелесском фестивале 14 июня, а спустя месяц фильм должен добраться до России.
Вернемся к Бэю и его дорогим игрушкам. После небольшого перерыва на забойную басню о тупых качках Майк вернулся к «Трансформерам». Он подписался на очередную часть, которая должна ознаменовать старт новой трилогии, берущей свое начало спустя четыре года после событий в Чикаго.
Бэй не собирался возвращаться к истории пришельцев с Кибертрона, но его переубедила очередь, которую он увидел на входе в аттракцион «Трансформеров» в парке Universal в Орландо. Открылся аттракцион только 20 июня 2013 года, а уже к концу августу на нем прокатилось больше миллиона человек.
Тогда Бэй решил провести ребрендеринг – именно это слово применяют создатели, сторонясь формулировок «ребут» и «ремейк», – с новыми актерами, внешним видом роботов, музыкальным сопровождением, которое теперь пишут Imagine Dragons, и прочими атрибутами.
Главную роль изначально предложили Дуэйну Джонсону, но тот сказал: «Извини, Майк, но некогда. “Геракл” ждет». Следующим на очереди был Марк Уолберг, снявшийся у Бэя в «Кровью и потом». Быть может, отказ Джонсона пошел «Трансформерам» только на пользу, ведь, как в 2009 году говаривала «глубокомысленная» Меган Фокс, если ты не опытный актер, тебя затмят роботы.
«Люди вторичны по отношению к роботам, ведь фильм о роботах. Люди прекрасно понимают, что играть здесь и не нужно», – говорила в преддверии выхода второй части Меган.
Когда сексапильной брюнетке командовали «Мотор!», она либо кричала, либо бежала, либо делала и то и другое. Теперь ее функции на себя взяла Никола Пельтц из «Мотеля Бейтсов», а нерадивым парнем, бегающим за красивой девчушкой, стал Джек Рэйнор. Таким образом, мы получили новый треугольник. На смену ЛаБафу, Фокс/Роузи и Бамблби пришли Уолберг, Пельтц и Рэйнор. И да, в новом ядре нет робота.
«Фильм строится вокруг новых персонажей, и мы пытаемся как можно больше акцентировать внимание на новых героях», – говорит продюсер Лоренцо ди Бонавентура (Slash Films).
«Майкл Бэй неслучайно прослыл маэстро телерекламы. Он очень хорош в продажах, и “Эра истребления” основательно зацепила свою целевую аудиторию. Игрушки будут разлетаться с полок, а серия снова нагребет целую гору денег дома и за рубежом, – пишет Дрю МакУини (Drew McWeeny/HitFix). – “Трансформеры” дают вам даже больше, чем обещал Бэй. Гигантские роботы, гигантский погром, разрушения глобальных масштабов. Вы прекрасно понимаете, на что идете, покупая билет. Бэй, в свою очередь, кажется, поставил перед собой задачу измотать вас самой безумной частью “Трансформеров” на настоящий момент».
Бэй и сценарист Эрин Крюгер предложили зрителю историю, в которой трансформеры больше не спасают мир, а сами спасаются от людей. Роботов, разгромивших половину США в предыдущей трилогии, экстрадировали в открытый космос, а оставшихся на Земле нелегалов объявили вне закона. Но как-то люди не предусмотрели тот факт, что самим им от последующих инопланетных вторжений не отбиться. Тут-то и явился старина Оптимус, который к четвертой части наконец-то обрел свой фирменный рык. Правда, предложенная сюжетная канва пришлась по душе далеко не всем.
«Создается впечатление, что парень, писавший “Эру истребления”, использовал сценарий, чтобы пассивно-агрессивно пошутить над своим боссом, режиссером Майклом Бэем. Вычурно, нелепо и бессмысленно – даже для “Трансформеров” – четвертый эпизод перезапускается с новыми героями. Эта серия никогда не числилась в числе хороших, но когда-то она была веселой или хотя бы яркой. Сейчас же шестеренки роботов покрылись ржавчиной», – совсем не весело Кайлу Смиту (Kyle Smith/New York Post).
«Игнорируя собственное название, “Эра истребления” лишь мельком намекает, что все человечество и планета Земля вот-вот будут уничтожены. Что истребляется, так это сознание зрителя, которое почти три часа бомбардируют перевозбужденными эмоциями, плохими шутками и битвами, которые с трудом выходят за грани банальности. Трио монтажеров сделали из боевых сцен техническое чудо, но они не смогли ничего сотворить, чтобы история хотя бы моментами выглядела цельно», – поддерживает коллегу Кларенс Цуи (Clarence Tsui/The Hollywood Reporter).
От любого фильма нужно требовать сюжетной логики и адекватности, но летним блокбастерам порой стоит сделать скидку. Так и поступила Мэгги Ли (Maggie Lee/Variety), сделав 100-процентную скидку: «Именно роботы, которые стали еще больше походить на человека с новым телосложением и чертами лица, придают фильму эмоциональный вес. Среди людей только Туччи может похвастать тем, что его персонаж развивается. Специалисты по эффектам вновь нарисовали для нас визуальную оргию из быстрых как молния акробатических трюков Диноботов и впечатляющих трансформеров».
Если вы воспримите «Трансформеры» как абсолютно тупой (уж извините за категоричность) аттракцион, вам все понравится – роботы, картинка, музыка и Уолберг. Настроились на просмотр? Тогда в кино, «Трансформеры» там уже идут.