Прошедший год подарил зрителям десятки достойных шоу, но многие из них остались в тени более популярных премьер и громких возвращений. Мы решили исправить эту несправедливость и собрали отличные, но малоизвестные сериалы, которые заслуживают большего внимания.
Тру-крайм в последние годы заметно сбавил обороты, но жанр хоть и реже, но все равно радует интересными сериалами, которые переносят на экраны абсолютно дикие реальные истории. «Покуда я тебя не убью» — одна из них. Мини-сериал основан на мемуарах Делии Балмер, обычной лондонской медсестры, которая однажды познакомилась с очаровательным мужчиной и бесповоротно влюбилась. Со временем образ романтика спал — бойфренд показал свое настоящее лицо: не только абьюзера, но и убийцы, который особо не скрывал, что сделал с бывшими девушками. Балмер неоднократно обращалась в полицию, но, к сожалению, органы во многих странах работают по принципу «когда убьют, тогда и приходите». Экранизация мемуаров лишена детективной интриги и саспенса триллеров — это скорее печальная бытовая драма о том, как тяжело и порой абсурдно живется женщинам в современном мире.
Годы идут, а культ и мифологический статус Айртона Сенны лишь крепнет. Трагически погибший во время Гран-при Формулы 1 пилот начал получать признание со всех сторон: коллеги называли его лучшим гонщиком в истории, а бразильцы — главным представителем страны. Вышедший в 2010 году документальный фильм Азифа Кападии вновь разжег народную любовь к спортсмену, слишком рано покинувшему нас.
В честь тридцатилетия смерти Сенны Netflix вновь обратился к биографии гонщика — в этот раз в формате байопика. Получился шестисерийный, не растягивающий историю мини-сериал, который проходится во важнейшим жизненным событиям: от детской любви к картингу и ностальгии по родине после переезда до всеобщего признания и злополучной гонки, в которой не были соблюдены правила безопасности. Очевидно, целевая аудитория проекта — любители Формулы 1, поклонники таланта Сенны и просто те, кто души не чает в динамичных экранных гонках. Впрочем, «Сенна» метит чуть шире — мини-сериал наверняка зацепит и тех, кто готов дать шанс чему-то неизвестному и познакомиться с наследием одного из главных атлетов ХХ века. Сам Сенна влюблял далеких от гонок людей в Формулу 1, так почему сериал о нем не может сделать так же?
«Покерфейс» Райана Джонсона воскресил антидетективную структуру howcatchem из «Коломбо» (когда зритель знает убийцу и мотив, но смотрит шоу ради поимки преступника) и надолго исчез с малых экранов. Скрасить ожидание второго сезона, который выйдет в 2025 году, поможет новинка «Элсбет», создатели которой не делают долгих пауз и за 2024 год уже выпустили полтора сезона. Вообще, это спин-офф юридической драмы «Хорошая жена» с одной из зрительских любимиц, эксцентричной и окологениальной прокуроршей, которая часто делает неуместные и очень точные замечания.
«Элсбет» — полностью самостоятельное шоу, которое к тому же сменило напряженные судебные баталии на комедийные походы по местам преступлений. Героиня (Кэрри Престон) переезжает в Нью-Йорк и становится помощницей полиции — кажется, она с большим успехом всех достает, но на самом деле разгадывает даже самые продуманные убийства. Дело в том, что Элсбет, как и в свое время Коломбо, сбивает с толку окружающих образом простофили — особенно самих преступников, которые расслабляются и выдают незначительную, но очень важную для героини деталь.
В 2024 году британские зрители смогли наблюдать запоздалое влияние «Дряни» на сериальную индустрию — на малых экранах вышли сразу три аналога культового шоу Фиби Уоллер-Бридж. Два из них лишь упомянем («Квини» и «В завязке»), а о третьем расскажем подробнее. «Алма ненормальная» — черная комедия о трудной, но веселой жизни на социальном дне: бойкая Алма (Софи Уиллан) пытается изменить жизнь и стать актрисой, но девушке приходится зарабатывать секс-услугами и удерживать на плаву семью, наркозависимую мать, конфликтную бабушку и проблемную лучшую подругу. Это полуавтобиографический сериал для Уиллан, написавшей сценарий и исполнившей главную роль. Еще 10 лет назад женщина, как и героиня, искала примирения с отчужденной матерью и спонсировала актерскую карьеру, зарабатывая деньги в эскорте.
Конфликт — или «Смута» — в Северной Ирландии попадал на большие и малые экраны в разных жанрах: в форме боевика о выживании («71»), исторической драмы («Кровавое воскресенье»), эротического триллера («Жестокая игра») и даже комедии о взрослении («Девочки из Дерри»). Мини-сериал «Ничего не говори», основанный на сборнике интервью с участниками тех событий, не только частично объединяет все эти жанры, но и дает максимально полную картину событий, хотя рассказывает, по сути, о трудной жизни нескольких людей. В первую очередь — сестер Прайс, которые выросли в семье людей, активно боровшихся против британских властей.
Девушки с подросткового возраста мечтали решить политические проблемы и дискриминацию мирными акциями протеста, но в какой-то момент поняли, что на насилие можно ответить лишь насилием, поэтому вступили в Ирландскую республиканскую армию. «Ничего не говори» — важное напоминание о турбулентном периоде деколонизации и жертвах людей, которые всего лишь мечтали о равенстве и независимости. Ну и нельзя не отметить, что это просто мастерски написанный и срежиссированный сериал, который с первых минут погружает в запутанные социально-религиозно-политические перипетии и удерживает к ним интерес до титров последнего эпизода.
Шоу о путешествиях никуда не уходили, но все же казалось, что в последние годы тревел-блоги заняли лидирующее место в рамках формата. В последние годы вернуть популярность телевизионным проектам отчасти удавалось с помощью удачного выбора ведущего — вместо малоизвестного профессионала им становилась какая-нибудь голливудская звезда:
В этом году к клубу путешественников вновь примкнул Конан О'Брайен — известный ведущий ночного ток-шоу, а иногда и церемонии вручения премии «Оскар». Новинка — негласное продолжение шоу Conan Without Borders, где Конан в компании известных друзей отправлялся к ним на родину. «Конан О'Брайен должен уйти» — приземленный аналог: ведущий вновь путешествует по миру, но в этот раз на экране появляются обычные люди, фанаты Конана из разных стран, которые рассказывают о культуре и особенностях родины. Получилось очевидно смешно, но и на удивление трогательно.
Казалось, в этом году любители экспериментального и ломающего границы дозволенного телевидения остались без новой порции странной метадокументалистики. «Полезные советы от Джона Уилсона» завершились в прошлом году, а «Репетиция» Нейтана Филдера вернется лишь в 2025-м. Неожиданной отдушиной стало «реалити-шоу» комика и актера Джеррода Кармайкла. Кавычки добавлены неспроста — итоговый результат очень сложно назвать реалити-шоу в привычном понимании. Вместо свойственных жанру прописанных ситуаций, которые представят героя в выгодном свете, проект, напротив, подсвечивает мешок недостатков Кармайкла — обманщика, изменника и неблагодарного сына. Наконец, вместо скучной документалистики шоу предлагает целый набор визионерских приемов, которые обычно встречаются в стильных музыкальных клипах.
«Волчий зал» — экранизация книжного цикла Хилари Мантел о советнике Генриха VIII Томасе Кромвеле. Первый сезон вышел в далеком 2015 году — на тот момент писательница выпустила два романа, каждый из которых получил по Букеровской премии и стал мировым бестселлером. Всем, включая актеров, шоу безумно понравилось, но создатели попросту не могли выпустить продолжение, ведь Мантел вовсю работала над заключительной, третьей книгой. Роман вышел лишь в 2020 году, но экранизации пришлось ждать четыре с половиной года. К сожалению, ее не увидела сама Мантел, которая умерла в сентябре 2022 года.
«Волчий зал: Зеркало и свет» — продолжение, которого некоторые зрители ждали девять лет. Для остальной аудитории это повод присмотреться к одному из лучших исторических сериалов нашего времени. Благодаря мастерскому первоисточнику (Мантел пять лет собирала источники, читала исследования, книги и биографии), выдающемуся кастингу и приличному бюджету получилась эпическая история о важнейшей для становления Англии эпохе и великом человеке, который выбился из грязи в князи, став практически первым лицом государства.