Неторопливый и дёшево снятый исторический детектив о серии странных убийств в Ярославле 1970-х.
Ярославль, 1974 год. В городе находят тело уголовника по кличке Бурелом (Владимир Стеклов) с шилом в ухе. Расследование убийства поручают следователю по особо важным делам Егору Таболину (Александр Бухаров). Главным подозреваемым становится алкоголик Тимофей Кретов (Александр Коршунов), лётчик времён Великой Отечественной и дважды Герой Советского Союза. Свидетели показали, что Кретов и Бурелом накануне преступления сильно поссорились. Прямых улик, указывающих на подозреваемого, нет, но пьяницу берут под стражу. А в городе в следующие дни происходит ещё несколько жестоких убийств.
Исторический детектив Вячеслава Рогожкина, сценариста «Крика совы» и «ГДР» и режиссёра «Пули Дурова», был снят ещё два года назад, но только сейчас вышел в эфир. Создатели уверяют, что проект основан на реальных событиях. Нет только ясности, на каких именно. Поскольку сериал состоит из 12 эпизодов, события развиваются томительно медленно, а все тайны Ярославля 1974 года раскроются лишь в финале.
Как и положено отечественным телевизионным детективам, «Высшая мера» разветвляется на несколько не очень интересных сюжетных линий. Подозреваемый Кретов совершенно не помнит, как убил Бурелома, но не спорит с правосудием. Следователь Таболин отчаянно ищет доказательства вины бывшего лётчика. Начальство сыщика хочет, чтобы дважды Героя Советского Союза поскорее освободили, а дело замяли. Известно, что Кретов лечился в психиатрической больнице. Главврач медучреждения Михаил Нагорных (Игорь Ливанов) и его заместитель Виктор Ваганов (Валентин Смирнитский) явно что-то скрывают, а потому следователь заходит к докторам в гости несколько раз. Помощники Таболина находят ещё несколько похожих на ярославское дел, в которых орудием убийства было шило.
Мы часто рассуждаем о качестве современных отечественных сериалов, однако в последнее время популярностью у зрителей всё чаще пользуются не достойные оригинальные проекты онлайн-кинотеатров, а сделанные по давно проверенным рецептам телевизионные исторические шоу. «Высшую меру» могли снять как 20, так и 10 лет назад. Технический прогресс или современные художественные приёмы в сериале не просматриваются. Кажется, костюмы, реквизит и декорации кочуют из одного детектива советских времён в другой.
Большую часть экранного времени составляют кабинетные беседы строгих мужчин в форме. Разбавляют скудную детективную интригу побочные дела Таболина. Следователь ловит местных криминальных авторитетов, а заодно изредка избивает бандитов кулаками. Таболин по методам работы напоминает Глеба Жеглова в исполнении Владимира Высоцкого из культового советского мини-сериала «Место встречи изменить нельзя». «Вор должен сидеть в тюрьме!» Таболин по характерным татуировкам и манере речи различает уголовников и только ищет возможность упрятать преступных элементов за решётку. На первых же минутах зрители узнают, что следователь не так давно чуть не убил на допросе подозреваемого. Однако сюжет «Высшей меры» построен так, что аудитория должна сопереживать далеко не идеальному, но всё же отчасти справедливому Таболину.
Поскольку бюджет у сериала крошечный, авторы не могут себе позволить зрелищных перестрелок или погонь. Публику кормят одной экшен-сценой в серию, не больше. И без того тоскливую линию 1974 года разбавляют флешбэки времён Великой Отечественной и послевоенных лет. Видимо, создатели хотят показать, что Ярославль, как и другие советские города, переживал тяжёлую эпоху, а неприятные плоды голода, лишений и безработицы прорастают и через пару десятилетий.
«Высшая мера» — мало чем примечательный телевизионный детектив, с не самыми звёздными актёрами, миллион раз пройденными сценарными схемами и путаной интригой. Количество персонажей увеличивается на экране в геометрической прогрессии, но подавляющее большинство героев призвано тянуть резину. В первых эпизодах развязки нет даже на горизонте, а интрига понятна лишь в общих чертах. Вытерпеть пытку историческим детективом могут только опытные ценители сериалов телеканала НТВ.
Посмотрите хотя бы на фотографии своих матерей тех лет, если у вас не хватает профессионализма свериться к кинохроникой и архивами.
Не надо поколение прекрасных советских женщин,матерей и профессионалов, мазать под одну копирку с современным сбродом женского пола!!!!!
В каждой серии на все лады прикладывают советское прошлое, да так, что чуть не тошно. При чем талантливо держат за кадром плюсы того времени.
Ну это модно сейчас,без этого никуда.
Интригу детективную даже не потрудились создать, все шито белыми нитками. Лучше пересмотреть "Мосгаз", чем смотреть это