Выбивающийся из ряда привычных процедуралов новый сериал канала НВО увлекает режиссерской и актерскими работами, но к финалу существенно теряет напор, перестает приятно удивлять и утрачивает первоначальную магию
Выбивающийся из ряда привычных процедуралов новый сериал канала НВО увлекает режиссерской и актерскими работами, но к финалу существенно теряет напор, перестает приятно удивлять и утрачивает первоначальную магию
1995 год. В отдаленном сельском районе штата Луизиана обнаружен труп девушки, которым преступник бросает вызов полиции. За расследование берутся два едва познакомившихся друг с другом полицейских. Со временем расследование превращается в охоту на серийного убийцу, а отношения напарников переживают не один взлет и падение. В 2012 году отдел внутренних расследований поднимает старое дело, чтобы расставить точки в преступлениях семнадцатилетней давности и конфликте следователей.
О зимнем хите канала HBO написано и сказано уже так много, что пристроиться с каким-то мнением даже уже и некуда: станешь хвалить – не скажешь ничего нового, возьмешься ругать – прослывешь провокатором и любителем «набросов». И действительно, «Детектив» стал настолько необычным зрелищем, что «свел с ума» катастрофическое количество зрителей и критиков, накрыв серой тучей, подавив волю и разум, замкнув на себя весь окружающий мир. Однако по прошествии времени наваждение рассеивается, и сериал предстает в ином свете. Не становится капитально хуже, но совершенно явно блекнет, теряет магическую силу, показывает изнанку, швы и потертости. И именно сейчас, отряхнув блестки финала, стоит поговорить о том, что же это было.
В первую очередь, конечно, стоит сказать, что никакой это не детектив в привычном для нас понимании. Конечно, главные герои идут по следу таинственного убийства, в строго дозированном порядке им выдаются улики и обрывочные сведения, они много думают, строят предположения, опрашивают свидетелей и потерпевших, но вся эта следовательская суета не идет ни в какое сравнение с классикой Агаты Кристи, Конан Дойла или мэтров американского детектива. Да что там, даже наши «Улицы разбитых фонарей» и «Каменская» иной раз берутся за куда более нетривиальные убийства. Может быть, они не так шикарно обставлены, никто не привязывает к трупам, обнаруженным на Брянщине, рога и не рисует таинственные знаки, но и убийца там редко оказывается столь невзрачным, каким он вышел в сериале НВО.
Тогда, может быть, это лучший в мире сериал о полицейских-напарниках? На первый взгляд очень возможно. Два главных героя – это действительно необычайно яркие персонажи, сыгранные невероятно талантливо крайне противоречивыми актерами. Если для Вуди Харрельсона такое преображение – дело не слишком удивительное, он время от времени выдает очень сильные именно драматические работы, то Мэттью МакКонахи, возможно, исполнил свою лучшую песню (и это при том, что он получил «Оскар» меньше месяца назад за совсем другую роль). Раст и Марти получились невероятно живыми, близкими героями даже для нас, людей не слишком хорошо знакомых с американским югом, болотами Луизианы и окрестностями Нового Орлеана. Оба героя одновременно являются очень типичными героями нашего времени и яркими индивидуальностями, определенными чертами характера и повадками однозначно выделяющимися из толпы. Но команда ли они? Совсем нет. Больше того, авторы даже не настаивают на этом – в контексте сериала Раст и Марти сходятся на время и расстаются, скорее устав друг от друга, чем проникнувшись друг к другу особыми чувствами «полицейского братства». Да, за их диалогами наблюдать необыкновенно интересно, они не «лед и пламень», но каждое их соприкосновение – это скрежет пенопласта по стеклу, сводит скулы, но хочется тут же повторить. Создатели сериала с первых минут не скрывают размолвки между героями, и зрителю к финалу это вполне очевидно – вместе Марти и Расту не быть.
Может быть, тогда «Настоящий детектив» – это какая-то необыкновенно проникновенная энциклопедия американской жизни? Нет, здесь все довольно банально. Создатели сериала разделили шоу на три слоя (действие происходит в 1995, 2002 и 2012 годах), сможете ли вы, не взглянув на прическу героя Вуди Харрельсона, отличить их друг от друга? Скорее всего, нет, ведь время в сериале остановилось, меняется лишь облик героев, но не среда, не взгляды, не общество. Скорее всего, такие глубины и не предусматривались для изучения при формировании идеи шоу, и это оставляет недосказанность, история словно повисает в вакууме.
При всех этих минусах (если счесть такие придирки за минусы) нельзя не признать, что «Настоящий детектив» если не гениален, то очень близок к вершинам. Отточенная режиссура, мастерски прописанный от идеи до жестов и диалогов сценарий, фантастическая актерская игра – такой набор делает сериал Ника Пиццолатто одной из жемчужин современного телевидения. Такому бурному обсуждению каждый вышедший в эфир эпизод не подвергался, пожалуй, с финального сезона «Остаться в живых». И пусть многие вещи оказались в сериале недосказанными, пусть часть авансов, выданных после первой серии, оказалась неотработанной к финалу, пусть будущее «Детектива» выглядит сейчас очень сомнительно – Пиццолатто, режиссера Кэри Фукунагу, МакКонахи и Харрельсона можно поблагодарить за очередной рост интереса к сериалам. Телеиндустрия сейчас находится на подъеме, но только такие единичные всплески показывают, что потолка мы еще не достигли. А значит, можно ожидать новых приятных сюрпризов.