Веселый аттракцион жанрового постмодернизма.
Триквел «Человека-муравья» с Полом Раддом стал, вероятно, последним фильмом в сольной линейке Скотта Лэнга и первой картиной пятой фазы Marvel, полномасштабное раскрытие которой произойдет в ближайшие годы. Нас ожидает новая команда супергероев и очередной набор суперзлодеев, чье могущество и величие ничуть не уступают титану Таносу (Джош Бролин), в свое время лишившему планету 50% человечества. По большому счету на плечи Пейтона Рида, постановщика трилогии о приключениях Человека-муравья, легла не самая простая задача — не только достойно закончить историю Скотта Лэнга, но и связать ее с параллельными сюжетными линиями киновселенной MCU. В частности, зрителям было необходимо представить Канга-Завоевателя (Джонатан Мейджорс), дебютное появление которого состоялось в первом сезоне сериала «Локи» летом 2021 года.
Действие «Квантомании» разворачивается через несколько месяцев после событий фильма «Мстители: Финал». Скотт Лэнг забросил карьеру супергероя, став популярным писателем, его дочь Кэсси (Кэтрин Ньютон), напротив, увлеклась социальным активизмом и технологиями. Каким-то образом Кэсси удалось изобрести механизм, способный установить контакт с квантовым миром. Увы, во время первого теста устройства произошло страшное: Кэсси внезапно открыла портал, который втянул ее саму, а также Скотта, Хоуп (Эванджелин Лилли), Хэнка Пима (Майкл Дуглас) и Джанет ван Дайн (Мишель Пфайффер) в Квантовое Царство, выбраться из которого не самая простая задача.
После достаточно посредственного сиквела «Человека-муравья» на третью часть о приключениях супергероя многие смотрели сквозь пальцы. Как говорится, одним обаянием Пола Радда сыт не будешь — первым двум фильмам Пейтона Рида определенно не хватало оригинальности (впрочем, как и всем картинам Marvel) и, как ни странно, юмора. Скотт Лэнг — вечный ребенок с присущей всем детям инфантильностью и зацикленностью на самом себе. Его сложно воспринимать как серьезного защитника планеты, в этом плане Человек-муравей больше напоминает Человека-паука — дружелюбного соседа, способного отлично поддержать любой диалог и добавить в сюжет пару цепких острот. Именно этой характерной особенностью Лэнга и воспользовался новый сценарист серии Джефф Лавнесс, автор эпизодов американской версии «Офиса» и мультсериала «Рик и Морти». Лавнесс внес в сценарий «Квантомании» необходимый комический запал, позволив Лэнгу просто быть самим собой. В то же время у Пола Радда наконец появилась возможность раскрыть во всей красе свой юмористический потенциал, которому также долгое время не давали воли. Проще говоря, триквел «Человека-муравья» — это просто очень смешное кино, которое хочет и может делать зрителю хорошо.
Другая очевидная заслуга Лавнесса — идея превратить «Квантоманию» в своего рода аллюзию на «Алису в Стране чудес» и «Алису в Зазеркалье» Льюиса Кэрролла. Путешествие в Квантовое Царство напоминает падение в бесконечно глубокую кроличью нору, Скотт то и дело меняется в габаритах, уменьшаясь до размеров муравья и превращаясь в настоящего гиганта, герои встречают беспринципного Червонного короля в лице Билла Мюррея и даже сюрреалистичную версию Шалтая-Болтая. При этом сам квантовый мир сделан в лучших традициях «Звездных войн» Джорджа Лукаса: с бескрайними песчаными пейзажами, летающими кораблями и другими декорациями, выполненными в стиле ретрофутуризма, — недаром у Disney имеются права и на эту фантастическую франшизу.
Возможно, в потоке бесконечных гэгов и визуальных красот создатели «Квантомании» немного потерялись в сюжете: столкновение Скотта с Кангом-завоевателем происходит без привычного для жанра надрыва и патетики, становление Лэнга как родителя также выглядит довольно натянуто — будто персонажам банально не хватило хронометража, чтобы раскрыться. Из-за того что вся драма ушла на задний фон, фильм может показаться пустым, но в то же время нужно понимать, что супергеройский жанр, в принципе, никогда не претендовал на лавры апогея психологизма человеческих отношений, ждать от него эмоционального надрыва — определенно не самая лучшая затея.