Если бы с начала года на нас не покатился вал полу-психологических, полу-иронических детективов, дебют "Алиби" Мэтта Чековски и Курта Мэттила показался бы интересным. Но вал покатился, и в нем фильм чересчур зауряден. По юмору он сильно уступает "Поцелую навылет", а Стив Куган в главной роли уступает соответственно Джону Кьюсаку из "Ледяного урожая".
Несмотря на приличный послужной список ("Круглосуточные тусовщики" /24 Hour Party People/ (2002), "Кофе и сигареты" /Coffee and Cigarettes/ (2003), "Правила секса 2: Хэппиэнд" /Happy Endings/ (2005)), этот английский комик, на котором держится фильм, в сравнении с Кьюсаком необаятелен и нимало не харизматичен. Но в целом проблема, как всегда, в сценарии – когда хотелось, как лучше…
Может быть, дело в том, что сценарист Ноа Хоули – неудачливый литератор, не закончивший второй роман и вдруг осененный первой удачной идеей. Про маленькую фирму, которая обеспечивает алиби мужьям и женам, изменяющим друг другу. Примерно, как в том анекдоте: "Привет, я на партсобрании, у нее и заночую". С экспозицией этой идеи режиссеры справились легко. Полумультипликационные кадры со статистикой супружеских измен и фирменным резюме Рэя Эллиотта (Куган) выглядят бодро и прочат развитие. Дальше могли бы выйти веселые картинки, подтверждающие статистику – эдакая энциклопедия секретов и обманов, структурированная штампом в паспорте. Миллион анекдотов на заданную тему – хорошее подспорье, если выбрать самое остроумное. Наилучший результат – острая социальная сатира, узнаваемая каждым школьником. Стилистика экспозиции к ней, собственно, и вела.
Увы, когда первый вариант сценария был отдан режиссерам, они пошли другим путем и вместо сатирической энциклопедии занялись криминальной комедией. Идея тут же сузилась до одного-двух случаев адюльтера, ставших всего лишь поводом для нагромождения кражи, убийства, заказа на убийство, расследований, подмен и прочих недоразумений. Этот крайне традиционный плутовской сюжет теряет всю заданную социальность в путанице уже самых разнородных анекдотов. Структурирует их лишь архетипический образ удачливого плута, но без достаточных реалий напоминает не гениального Остапа Бендера, а постного Олега Меньшикова. "Алиби" смело могло происходить не сегодня, а семь или семьдесят, или семьсот лет назад, хотя, конечно, Лос-Анджелес в фильме – не Нью-Васюки в сериале, и сделано все красиво.
Наняв себе помощницу для расширения "изменнического" бизнеса, вечно загадочную длинноногую блондинку (Ребекка Ромэйн), Рэй тут же попал в засаду с лучшим своим клиентом (Джеймс Бролин) и его балованным сынком (Джеймс Марсден), придушившим в порыве страсти свою-чужую любовницу (Джейми Кинг) в номере мотеля, снятом на имя Рэя. Чтобы развести ситуацию, не попасть под заказ на собственное убийство, не сесть на электрический стул, не сойтись на узкой дорожке с другим любовником придушенной, не связаться с женой профи-киллера, а связаться с красавицей-помощницей и еще умыкнуть чемоданчик с пятью миллионами, на которые все охотятся, Рэй вынужден свернуть бизнес. Вот и все. Но даже финал навевает ассоциации со старой классикой Рэймонда Чандлера "Долгое прощание". Все плутовство как-то где-то позаимствовано и только размещено на сегодняшних роскошных виллах с голубыми бассейнами и в новом отеле "Эллрой" со стандартно роскошными номерами.
Но и путаница стандартных номеров уже тысячу раз использовалась, начиная с "Принцессы устриц" /Austernprinzessin, Die/ (1919), и Ребекка Ромэйн похожа одновременно на Конни Нильсен, Ким Бэйсингер и Веронику Лейк. А зачем в эпизодике появилась Дебора Кара Ангер – вообще загадка вне сюжета. Вроде актриса известная…
Результат налицо: удовольствие от просмотра может быть, но могло быть гораздо больше.