Забавный, но больше ничем не выделяющийся мультфильм, который рассказывает, что делали миньоны из цикла «Гадкий я» до знакомства с Грю
Маленькие желтые существа под названием «миньоны» живут на Земле с тех пор, как микроорганизмы научились пожирать друг друга. Еще в те доисторические времена миньонов неудержимо тянуло к самым могучим злодеям. Однако все их неуклюжие попытки услужить монстрам и тиранам всякий раз оборачивались против их хозяев, и миньонам приходилось спасаться бегством. В итоге после неудачной войны в России на стороне Наполеона миньоны находят приют в ледяной пещере на Крайнем Севере. Но, хотя там их никто не обижает, миньоны вскоре впадают в депрессию, поскольку не могут жить без служения злодеям. Наконец, решительный Кевин, эгоистичный Стюарт и маленький и наивный Боб покидают пещеру и устремляются на поиски «босса». В 1968 году они добираются до Нью-Йорка и узнают о существовании первой в мире суперзлодейки Скарлетт Оверкилл, которая как раз набирает приспешников.
Когда французские аниматоры, работавшие на американскую студию Illumination Entertainment, рисовали мультфильм 2010 года «Гадкий я», они хотели, чтобы у главного героя, суперзлодея Грю, была армия помощников. Однако у них не было денег на то, чтобы нарисовать целую армию людей. Поэтому художники придумали похожих на желтые пилюли веселых миньонов, «оживлять» которых было намного проще, быстрее и дешевле. Эти странные существа так понравились зрителям, что авторы мультфильма вскоре после его премьеры задумались о создании ленты, где миньоны были бы не второстепенными персонажами, а главными героями.
Пять лет спустя «Миньоны» добрались до проката – и разочаровали. Нет, они все еще забавнейшие существа, которые веселят самим своим существованием. Их тарабарская речь, их жесты, их ужимки, их способность попадать в неприятности, а затем выходить сухими из воды могут изрядно повеселить самых маленьких зрителей. Но все остальное в новом мультфильме Illumination Entertainment намного хуже, чем в замечательном первом фильме о Грю и миньонах и в его слабом сиквеле «Гадкий я 2».
Главная проблема «Миньонов» в том, что в фильме некому сопереживать. Грю вызывал сочувствие, даже когда был суперзлодеем, поскольку он использовал свое супероружие так, как многие бы его использовали на его месте, и потому что он при этом был по-человечески уязвим и правдоподобно амбициозен (кто не хочет быть «лучшим в мире» и кто не любит, когда выскочки наступают им на пятки?). Миньоны, с другой стороны, в «Миньонах» ищут злодея, которому могли бы прислуживать. Кому это близко? Кто будет искренне переживать за персонажей, которые бредут сквозь снег и зной, чтобы стать «шестерками» злобного, эгоистичного существа? Да, такова суть миньонов, и ничего с этим не поделаешь, но переживать за успех их «квеста» невозможно, и потому за их приключениями следишь с улыбкой, но без эмоционального вовлечения.
Та же история со Скарлетт Оверкилл. Она мечтает похитить британскую корону, чтобы стать британской королевой, чтобы ее «все любили и уважали». Но ее и так все любят и уважают! По крайней мере, все злодеи. Знаменитые негодяи собираются со всего мира и выстраиваются в очередь, чтобы увидеть ее выступление на злодейском слете и сразиться за право быть ее прихвостнем. Кроме того, у нее есть умный и привлекательный муж, который разрабатывает ее супероружие. Чего еще может желать суперзлодей? Да, вероятно, Скарлетт не уважают простые люди. Но она ничем не показывает, что для нее важно их мнение и что она искренне пытается его изменить (она достаточно богата и влиятельна, чтобы сделать это без помощи короны). И в любом случае Скарлетт бесится с жиру и не демонстрирует и толики той привлекательной уязвимости, которую всегда излучал Грю. А ее набор суперприемов исчерпывается изощренными трансформациями ее платья-колокола. Хорошо, но мало!
Ну и, конечно, когда живешь в России, переживать за судьбу английской монархии не получается никак. Тем более что королева «царствует, но не правит», и восхождение на престол не усилит Скарлетт, а стреножит ее. Так что же в этом принципиально плохого? Впрочем, авторы фильма тоже за британскую монархию особенно не переживают. Они явно вписали Лондон в сюжет лишь для того, чтобы засыпать экран бородатыми шутками про невозмутимость и чаепития. Французы, сэр…
Кстати, о национальном юморе. В Нью-Йорке героев встречают огромный портрет президента Никсона, рок-н-ролл 1960-х и мода тех лет. В Лондоне миньоны сталкиваются с королевой Елизаветой, и британская столица выглядит так, как она выглядела в 1968 году. Так почему же, когда миньоны забредают в СССР, они натыкаются на старинный матрешечный сюр, не имеющий никакого отношения к реальности? Почему нельзя было порадовать наших зрителей шутками про советскую демонстрацию или чем-то в этом духе? Либо уж надо было показывать Америку 1968 года как Дикий Запад с ковбоями и индейцами, а Лондон – как викторианскую Англию с Шерлоком Холмсом. Тогда все было бы равно бредово, и нам не было бы обидно.
Разумеется, странно упрекать детский комедийный мультфильм в отсутствии серьезности. Но мы много раз видели в западной анимации последних лет, как сочетание юмора, серьезности и душевности порождает потрясающие произведения. «Миньоны» же состоят исключительно из юмора, причем не всегда смешного и, как правило, довольно примитивного. Ни захватывающего сюжета, ни героев, которых любишь всем сердцем, ни какой-то особой изобретательности в изображении суперзлодейского мира. И кульминационное запихивание миньонов в несвойственные им роли самостоятельных героических спасителей кажется совершенно неорганичным. Особенно для персонажей, которым предстоит следующие десятилетия провести на службе у Грю.