Плоский, но занятный и обстоятельный байопик, прослеживающий путь Эдварда Сноудена от военной учебки до московской квартиры
Идя по стопам своей семьи, в полном составе служащей государству, молодой американец Эдвард Сноуден (Джозеф Гордон-Левитт) записывается в армейский спецназ. Когда оказывается, что он физически не способен выдержать требуемые нагрузки, парень проходит конкурс в ЦРУ и становится компьютерщиком-аналитиком. Эдвард надеется, что будет распутывать террористические заговоры, но он вскоре обнаруживает, что спецслужбы собирают и анализируют куда больше сведений о ни в чем не повинных американцах, чем об иностранных преступниках. Когда терпеть такое нарушение духа Конституции становится невыносимо, Сноуден решает разгласить государственную тайну и вывести ЦРУ и АНБ на чистую воду.
Об Эдварде Сноудене и его разоблачениях уже снято, сказано и написано столько, что кажется, что миру не нужен еще один рассказ об этом примечательном компьютерщике, который променял дом на Гавайях на квартиру в Москве. Но режиссер Оливер Стоун считает иначе. Его фильм – довольно точно следующий фактам байопик, который отображает то, что в предыдущих картинах о Сноудене (в частности, в документальном фильме «Citizenfour. Правда Сноудена», снятом Лорой Пойтрас) преимущественно оставалось за кадром. «Сноуден» прослеживает духовный и карьерный путь главного героя от наивного ура-патриота на военной службе до разочарованного в своей конторе аналитика, который настолько отчаивается, что решается на преступление и фактически предательство.
Почему это важно? Потому что Америка не уважает лузеров. Когда бегло просматриваешь биографическую справку Сноудена, может создаться впечатление, что это неудачник, который толком ничего не добился и потому отомстил за свое фиаско. Но когда вчитываешься, осознаешь, что речь идет об очень талантливом парне. Сноуден был на хорошем счету везде, где работал. Он писал сложные программы, отвечал за опасные участки киберфронта, пользовался покровительством высоких чинов. Он мог бы далеко пойти, если бы заглушил совесть и поступился принципами.
Все это Стоун показывает с таким драйвом и колоритом, какие только возможны в сугубо разговорной истории о героическом нажимателе кнопок на клавиатуре. Мы видим, как Сноуден пытается стать солдатом, как он преуспевает на занятиях в ЦРУ, как работает в Женеве и в США, как он меняет места службы в тщетных попытках стать компьютерным воином, а не шпионом за собственной страной… И как он в конце концов оказывается в военном комплексе на Гавайях. Оттуда Эдвард выносит огромную подборку секретных материалов, изобличающих не только спецслужбы, но и сотрудничающие с ними интернет-компании.
Параллельно мы наблюдаем за тем, как довольно счастливо развиваются отношения Сноудена с весьма привлекательной девушкой в исполнении Шайлин Вудли из «Дивергента» и «Виноваты звезды». В отличие от своих предыдущих «скромных» ролей, Вудли в «Сноудене» проводит немало времени обнаженной или полуобнаженной. Это тоже подчеркивает, что главный герой «Сноудена» не лузер, а «виннер», который почти реализовал традиционную американскую мечту. А потом все бросил не ради денег и не ради славы, а ради правды.
Как видите, Стоун в «Сноудене» даже не пытается быть объективным и излагать «за» и «против». Знаменитый постановщик политического кино нарисовал не объемный портрет, а почти что икону. У него нет сомнений, что Сноуден – герой, который заслуживает воспевания. И Стоун воспевает, как только может. Вплоть до того, что когда герой совершает свое преступление, его поддерживают некоторые сослуживцы. Одного из них, кстати, сыграл Николас Кейдж.
Вообще, звезды в «Сноудене» буквально на каждом шагу, даже в полуэпизодических ролях. Скажем, последнего начальника Сноудена изобразил Скотт Иствуд, сын Клинта Иствуда, а в образе агента ЦРУ в Женеве засветился Тимоти Олифант из сериала «Правосудие». Это делает картину занимательной, потому что в кадре все время актеры, за которыми приятно наблюдать, даже когда они перебрасываются техническим жаргоном. Впрочем, последнего в фильме немного. Стоун постарался, чтобы даже несведущие зрители смогли уловить, что именно разоблачил Сноуден.
Другое дело, что мы в России и так, кажется, неплохо относимся к Сноудену, и потому для нас Стоун ломится в открытые ворота. А раз у нас в стране нет жаркой дискуссии о том, что делать со Сноуденом, то иконописный байопик продолжительностью почти два с половиной часа кажется излишним. Сам Сноуден не раз отмечал, что не хочет, чтобы привлечение внимания к его жизни отвлекало от проблем, которые он поднял своими разоблачениями. Так что тем, кто действительно его уважает, лучше вчитываться в опубликованные им документы, чем любоваться поцелуями Гордон-Левитта и Вудли. Но раз уж эти поцелуи сняты, то почему бы ими не полюбоваться?
С 15 сентября в кино.