В российский прокат вышел «Снегоуборщик»: на первый взгляд — очередной фильм жанра «Лиам Нисон мстит за семью», на деле — тонкая ирония над боевиками в целом и экшен-образом Нисона в частности. Мы решили вспомнить другие примеры актёров из боевиков, которые не стеснялись смеяться над собой
Арнольд Шварценеггер — «Последний киногерой»
В 1993 году сценарист «Смертельного оружия» Шейн Блэк и режиссёр «Крепкого орешка» и «Хищника» Джон МакТирнан решили поиздеваться над жанром, сделавшим их популярными. На главную роль в свою сатиричную метапародию они взяли, конечно же, Арнольда Шварценеггера — он тут играет гиперболизированный сборник всех его прошлых мачо-образов, собранный в одном бравом копе Джеке Слэйтере.
На самом деле, правда, Слэйтер — не настоящий полицейский, а всего лишь персонаж популярного ТВ-боевика, в мир которого однажды попадает вполне себе реальный мальчик Дэнни. Дальше всё как положено: игра с жанровыми условностями, перемещения по обе стороны экрана и открытый стёб над самим Шварценеггером — в фильме, например, оказывается, что в мире Слэйтера все ключевые роли Арнольда сыграл Сильвестр Сталлоне. «Последнего киногероя» в своё время не слишком хорошо приняли (потому что банально не поняли), но с тех пор он приобрёл культовый статус среди поклонников экшен-фильмов.
Курт Рассел — «Большой переполох в маленьком Китае»
Несомненно, главный экшен-образ Курта Рассела — знаменитый Змей Плисскин из «Побега из Нью-Йорка». Тот фильм снял великий Джон Карпентер, и тем интереснее, что через пять лет после «Побега» он же и перевернёт образ Курта с ног на голову. В «Большом переполохе» Рассел уже не играет круто сваренного героя, способного решить любую проблему, — его Джек Бёртон глуп, не слишком расторопен, но зато очень самолюбив. Он не тянет на экшен-звезду, но сам определённо считает себя таковой (ну или очень хочет таковой стать). Не зря Джека считают одним из самых удачных образов из комедийных боевиков: он без слишком заметного ухода в откровенную пародию высмеивает все нарциссические черты, свойственные экшен-иконам.
Жан-Клод Ван Дамм — «Жан-Клод Ван Джонсон»
У Ван Дамма, одной из ярчайших звёзд боевиков восьмидесятых, карьера сейчас складывается далеко не так хорошо, как у того же Шварценеггера или Сталлоне. Но он, что замечательно, не теряет чувство юмора и умеет посмеяться над собой. В 2016 году он и вовсе запустил целый сериал, где сыграл, по сути, самого себя — актёра Жан-Клода Ван Дамма, когда-то очень успешного, ныне играющего в странных постановках по «Гекльберри Финну» (и проигрывающего роли Стивену Сигалу). Вот только на самом деле, по версии сериала, Ван Дамм — специальный агент, использующий актёрскую карьеру как прикрытие.
Дуэйн Джонсон — «Копы в глубоком запасе»
Известного рестлера Дуэйна «Скалу» Джонсона в начале века отчаянно пытались превратить в новую экшен-звезду. Но ни «Царь скорпионов», ни Doom сильно не выстрелили, и вскоре стало ясно, что «Скала» куда комфортнее чувствует себя в комедиях, а его герои выглядят убедительнее, когда обретают некоторую комичную чрезмерность. Не самый очевидный, но зато очень яркий пример этого — недолгое появление Джонсона в абсурдных «Копах в глубоком запасе» Адама МакКея. Здесь они на пару с Сэмюэлем Л. Джексоном играют двух полицейских, которые настолько круты, что не боятся даже пробивать лицом асфальт, прыгая с многоэтажки.
Том Круз — «Рыцарь дня»
Экшен-карьера Тома Круза развивалась интересными путями. В то время как многие актёры боевиков пытаются доказать людям, что у них есть и драматический потенциал, у Круза получилось наоборот. Сначала он заявил о себе как о серьёзном актёре, сыграл у Кубрика, Скорсезе и Левинсона, а уже затем решил немного развлечься с «Миссией: Невыполнима» и прочими авантюрными приключениями. Правда, и этого образа ему было мало: в 2010-м в «Рыцаре дня» он, по сути, его деконструировал, сыграл пародию на самого себя, в которой уже непонятно, герой ли его спецагент Миллер либо же зарвавшийся безумец с неумной тягой к адреналину.
Шон Коннери — «Никогда не говори “никогда”»
С Шоном Коннери ситуация выходит необычная: в своей самой «сатиричной» роли он формально играет того же персонажа, что сделал его популярным. В 1983 году, когда роль Джеймса Бонда давно была у Роджера Мура, он внезапно вернулся к образу Агента 007 в «Никогда не говори “никогда”» — вольной интерпретации его же «Шаровой молнии», неофициальной части «бондианы», не имеющей никакого отношения к франшизе MGM. Фильм, отвечая духу времени, свернул ближе к комедии, а сам образ Бонда Коннери обрёл яркие абсурдистские черты. Чего стоит одна сцена, где он прожигает лицо злодею некой жидкостью, которая позже оказывается анализом мочи Агента 007.
Лиам Нисон — «Жизнь слишком коротка»
Закончим тем же человеком, из-за которого мы все здесь собрались. Лиам Нисон — который, как и Круз, переквалифицировался в экшен-звезду из серьёзного драматического артиста — в принципе любит посмеяться над собой (в том же «Лего. Фильме» он уморительно озвучивал Плохого Копа своим грозным хриплым голосом). Но мы решили вспомнить не самое известное его появление в не самом известном сериале «Жизнь так коротка» про сложную жизнь актёра-карлика Уорвика Дэвиса. Здесь Лиам Нисон играет… Лиама Нисона. Только по версии сериала звезда «Заложницы» и «Списка Шиндлера» всегда мечтал стать стэндап-комиком. Просто таланта не хватило.