Может ли хоррор быть красивым и душевным? Конечно, может!
У «Гарри Поттера» много общего с «готической» традицией британской литературы и кино. Поэтому было совершенно естественно экранизировать «готический» роман Сьюзан Хилл «Женщина в черном» с Дэниелом Рэдклиффом в главной роли. Бывший Поттер сыграл вдового юриста, который в начале XX века прибывает по делам в маленькую английскую деревню и невольно оказывается замешан в историю с привидением. В отличие от обычных призраков, Женщина в черном из Крайтин-Гиффорд не только пугает людей своими внезапными появлениями, но и зачаровывает местных детей, заманивая их в болота, в огонь или под колеса поезда.
«Человек-волк» 1941 года был одной из самых известных хоррор-лент довоенного кино, и ремейк Джо Джонстона задумывался как триумфальное возвращение несчастного монстра в Голливуд. По разным причинам триумф у нового «Человека-волка» не получился, но все же Джонстон снял любопытную картину. Особенно на взгляд тех, для кого фильм 1940-х кажется технически устаревшим, а «Американский оборотень в Лондоне» – недостаточно «готичным». Главный герой картины – знаменитый театральный актер, который в конце XIX века приезжает в родительское поместье на поиски пропавшего брата и вскоре становится жертвой оборотня, что превращает его самого в человека-волка, принимающего облик монстра во время полной луны.
Хоррор-мюзикл – редкий киножанр, но Тима Бертона это не остановило. За всю карьеру он приложил руку к нескольким таким постановкам, и одной из них была экранизация мюзикла Стивена Сондхайма и Хью Уилера о серийном убийце в Лондоне XIX века. Впрочем, сыгранный Джонни Деппом Суини Тодд – отнюдь не брат-близнец Джека Потрошителя. Он больше походит на графа Монте-Кристо. Как и герой Дюма, парикмахер Тодд возвращается домой после заключения за преступление, которого он не совершал. И он начинает убивать людей, причастных к его ложному осуждению и к печальной судьбе его жены. В этом «квесте» Тодду помогает безответно влюбленная в него булочница, которая надеется, что мужчина обратит на нее внимание, если она избавится от трупов, которые он «производит».
До того как мир покорили «Сумерки» Стефани Майер, у вампирской романтики была другая королева – американская писательница Энн Райс. В 1994 году Нил Джордан экранизировал ее популярный роман «Интервью с вампиром», рассказывающий о кровопийце, который столетиями, несмотря на все искушения, пытается сохранить человечность и не превратиться в бездумного и безжалостного убийцу. На постере фильма была физиономия Тома Круза, но на самом деле главного героя сыграл Брэд Питт (Круз изобразил Лестата, постоянного персонажа Райс, у которого в сюжете «Интервью» второстепенная роль). Сейчас два красавца были бы на постере вместе, но в то время Питт еще не был общепризнанной звездой.
Недавний мистический сериал «Сонная Лощина» уже стал лучшим вольным воплощением истории о Всаднике без головы на малом экране. В кино, однако, это звание все еще остается за фильмом Тима Бертона, спродюсированным Фрэнсисом Фордом Копполой. Джонни Депп сыграл в этой картине «прогрессивного» нью-йоркского констебля Икабода Крейна, который живет в конце XVIII века и настаивает, что любое преступление можно раскрыть с помощью научных методов. Однако Крейну приходится расширить свой следовательский диапазон, когда ему поручают расследование преступлений в деревне Сонная Лощина. Изучая кровавые убийства, констебль узнает, что их совершает призрак немецкого наемника, который во времена Войны за независимость воевал на стороне британцев.
Роману Гастона Леру и основанному на нем мюзиклу Эндрю Ллойда Уэббера не слишком везет с экранизациями. Ни одна из них не считается жанровым шедевром – даже картина 1943 года, удостоенная «Оскара» за операторскую работу. Поэтому лучший способ насладиться «Призраком» – это сходить на качественную театральную постановку мюзикла. Но если вам хочется не бродвейского, а голливудского размаха, то к вашим услугам картина Джоэля Шумахера, в которой поют Джерард Батлер и Эмми Россум. Напомним, что «Призрак» рассказывает об обезображенном композиторе, который обитает в катакомбах под парижской Оперой, учит оперному мастерству молодую певицу… И совершает преступления, чтобы гарантировать девушке место примадонны.
Причудливая «готическая» страшная сказка Нила Джордана опирается на «Красную Шапочку», переосмысленную для одного из ее рассказов писательницей-феминисткой Анджелой Картер. В версии Картер волки, преследующие юную Розалин, – оборотни-вервольфы, и девушка сама может стать оборотнем, если этого захочет. Зачем ей это? Потому что ей очень нравится соблазнительный охотник, который оказывается вервольфом и убивает бабушку Розалин. К сюжету картины у зрителей иногда возникают претензии, а вот в эффектной стильности «В компании волков» никто и никогда не сомневался.
Картина Фрэнсиса Форда Копполы официально называется «Дракула Брэма Стокера», но в реальности она достаточно далека от классического романа, с которого на Западе началась «вампирская лихорадка». Хотя лента сохранила многие события книги, она переосмыслила заглавного персонажа как несчастного антигероя, который преследует английскую девушку, поскольку считает ее перерождением своей жены, покончившей с собой в XIV веке, в разгар войны трансильванцев с турками. Главных героев ленты сыграли звезды Гэри Олдман, Вайнона Райдер, Энтони Хопкинс и Киану Ривз. Фильм удостоился трех «Оскаров». В частности, киноакадемики отметили художницу по костюмам Эйко Исиоку за ее необычные и причудливые наряды главных героев.
Мистика, фантастика, романтика, потрясающий экшен, стильная картинка и ярчайшие персонажи. В эффектнейшем полнометражном японском аниме Ёсиаки Кавадзири есть все, чтобы удовлетворить поклонников сразу нескольких жанров. Действие фильма развивается в далеком будущем, в котором вампирская цивилизация, на время захватившая власть над Землей, постепенно отступает под натиском охотником на вампиров. Заглавный герой ленты – получеловек-полувампир Ди, который преследует вампира, похитившего человеческую девушку. Однако во время погони герой осознает, что Шарлотта сбежала с «монстром» по своей воле и что вампир в этой истории не столько злодей, сколько герой.
Можно спорить о том, считать ли «Лабиринт Фавна» мрачной фэнтези, готическим хоррором или сочетанием одного и другого, но невозможно отрицать, что это одна из лучших и самых красивых и изобретательных печальных лент последнего десятилетия. Действие фильма Гильермо дель Торо развивается в Испании времен Второй мировой войны и строится вокруг девочки по имени Офелия, которая по ночам странствует по мистическому лабиринту. Там она выполняет задания гротескного существа, известного как Фавн. Хотя ее подвиги кажутся сказочными, они косвенно связаны с заговором повстанцев против испанского фашистского режима.