Поверхностный, но занятный гламурный британский телетриллер о гибели банкира из Монако и русского олигарха
Греческий банкир из Монако Константин Клиос погибает, когда взлетает на воздух яхта его знакомого русского олигарха. Американская жена бизнесмена Джорджина Клиос (Джулия Стайлз) узнает об этом после возвращения с арт-аукциона, где она пыталась купить для семейной коллекции картину Малевича. Поначалу полиция рассматривает случившееся как несчастный случай, но быстро становится ясно, что погибшие финансисты были замешаны в очень мутных делах и что совершено преступление, в котором можно заподозрить многих – в первую очередь родных и близких Клиоса. Чтобы понять, что произошло, Джорджина начинает собственное расследование.
Зачем снимаются телевизионные триллеры вроде «Ривьеры»? В первую очередь, для поддержания общественного спокойствия. Потому что чем более роскошные виллы строятся на Лазурном берегу и чем более дорогие яхты бороздят прибрежные воды, тем сильнее зависть к тем «избранным», которые могут себе все это позволить. Но когда в течение десяти эпизодов британского мини-сериала наблюдаешь за кровавой изнанкой жизни на взморье Старой Европы, то вместо зависти просыпается жалость к богатеям, которые могут позволить себе все, кроме искренней любви, житейского спокойствия и чистой совести.
Джулия Стайлз – это, пожалуй, идеальная актриса для подобной постановки. Звезда с безупречной фигурой и суровым, неулыбчивым лицом, она идеально вписывается в образ гламурной женщины, которая не получает никакого удовольствия от жизни в особняке, в окружении слуг и предметов искусства. Ривьера для Джорджины – это даже не золотая клетка, а золотой террариум с ядовитыми змеями вроде прежней жены Константина Ирины (шведская звезда Лена Олин), ее взрослых отпрысков (одного из них играет Иван Реон из «Игры престолов»), сомнительных знакомых банкира… И прочих, и прочих, и прочих. Включая, разумеется, русских олигархов, которые оказываются русскими мафиози. Впрочем, Джорджина – отнюдь не беспомощная мышка. У нее тоже есть острые зубы и мутноватые связи. Ведь торговля произведениями искусства, благодаря которой она познакомилась с Константином, – это тот еще «Дикий Запад» с заговорами похлеще шпионских.
Как видите, главная героиня «Ривьеры» не вызывает такой симпатии, как многие центральные телевизионные персонажи, но сериал и не требует, чтобы публика изо всех сил переживала за Джорджину. Как и положено детективному триллеру, «Ривьера» берет драйвом и интригой. На протяжении всех десяти серий один неожиданный сюжетный поворот сменяет другой, и очень удобно, что шоу сразу и целиком было выложено в Интернет. Оно явно снималось для того, чтобы его не цедили раз в неделю, а заглотнули в один или два присеста, за летние выходные.
Хорошее ли это шоу? Да, но в своем специфическом классе поверхностных и «мыльных» мелодраматично-криминальных историй. Это грубоватое «сенсационное» зрелище, а не тонкий психологический этюд, что явно отличает «Ривьеру» от многих недавних сериалов, где на протяжении целого сезона расследуется одно преступление. Некоторые британские критики восприняли это как недостаток, но мы считаем это особенностью. Потому что большой вопрос, что лучше – претенциозная и давящая психологическая глубина «Убийства» или «Убийства на пляже» или гламурная и динамичная поверхностность «Ривьеры». Каждый может выбрать шоу по вкусу.
Другое дело, что для полноценной увлекательной трэшевости «Ривьере» не хватает чувства юмора, да и романтические страсти в сериале могли бы быть пожарче. Но на фоне того, как обычно выглядят и развиваются британские детективные шоу последних лет, «Ривьера» смотрится выигрышно даже со всеми своими недостатками. 40-миллионный бюджет потрачен не впустую!