На этой неделе в прокат выходит «Наше время» – трехчасовой эпик о свободной любви на фоне живописных пейзажей Мексики. По такому поводу мы решили вспомнить о семи отличных мексиканских фильмах, вышедших в XXI веке. Советуем взять их на заметку, потому что они точно заслуживают вашего внимания
Перед тем как уехать в Голливуд снимать лучшую часть фильмов о Гарри Поттере, Альфонсо Куарон подарил миру историю двух подростков, Хулио и Тенока, которые, проводив своих подружек в Италию, встречают девушку постарше и уезжают с ней отдохнуть на пляже с поэтичным названием «Врата рая». Формальное роуд-муви быстро снимает свою маску, чтобы поговорить со зрителем на целый комплекс вечных тем, от жизни и дружбы до смерти и сексуальности. Это пронзительное, грустное и по-юношески энергичное кино по праву считается одной из вершин мексиканского кинематографа. И все же трудно представить, как голливудские боссы после просмотра «И твою маму тоже» решили доверить Куарону «Узника Азкабана».
Что еще смотреть у Куарона: Любовь во время истерии.
Самый обаятельный синефил Гильермо Дель Торо также до отъезда в Голливуд снял один из знаковых фильмов в своей карьере. «Хребет дьявола» режиссер ласково называет братом «Лабиринта Фавна». Их родство и правда заметно: после смерти отца-повстанца десятилетнего Карлоса отправляют в приют для сирот, жизнь в котором усложняют злая директриса, добрый профессор и призрак, блуждающий ночью по коридорам. Даже ранний Дель Торо мастерски помещает готическую историю на фон реальных политических событий (Гражданская война в Испании, режим Франко), чтобы в очередной раз рассказать нам о том, как невинные герои сталкиваются с ужасами этого мира.
Что еще смотреть у Дель Торо: Хронос.
Вот и добрались до виновника торжества. Карлос Рейгадас, явный подражатель Тарковского, после двух фильмов, вдохновленных творчеством советского режиссера, снял чуть ли не оммаж-ремейк великого «Слова» Карла Теодора Дрейера, адаптировав историю под мексиканские реалии. В общине меннонитов женатый мужчина переживает кризис веры и влюбляется в другую женщину после интрижки. Смешивая чуть ли не главные приемы и мотивы Тарковского, Дрейера, Бела Тарра, Ингмара Бергмана и Робера Брессона, Рейгадас умудряется сохранить собственный голос, чтобы начать разговор о том, как Бог, будучи безмолвным наблюдателем, умудряется влиять на жизнь человека и направлять его действия и поступки в правильное русло.
Что еще смотреть у Рейгадаса: Битва на небесах.
Режиссер первого сезона «Настоящего детектива» американец Кэри Фукунага отправился снимать свой дебютный фильм в Мексику. «Без имени» – это простая история двух незнакомцев, которые вынуждены помогать друг другу, чтобы выжить. Сайра – девушка из Гондураса, которая мечтает уехать в Нью-Джерси, а Уилли – уставший от криминала член местной банды. Фукунага бросает зрителя в безнадежный и безрадостный мир иммигрантов, но не выжимает из него слезы, а с воодушевлением показывает, что каждый человек должен стремиться к своей мечте, как бы далеко они ни находилась.
Мишель Франко редко уезжает с кинофестивалей без наград. Его фильм «После Люсии» в 2012 году выиграл второй по значимости приз Каннского кинофестиваля. «После Люсии» рассказывает историю отца и дочери, которые переезжают в Мехико. Первому большой город дарит новую работу, второй – новую школу, в которой, к сожалению, ровесники начинают травить девушку. Франко, технически и тематически подражая Ханеке, исследует конфликт поколений, институт буллинга и отсутствие коммуникации, но делает это так жестоко и беспринципно, что досмотрит фильм лишь самый стойкий зритель.
Что еще смотреть у Франко: Хроники.
Фильмы Амата Эскаланте попадали в основной конкурс Каннского и Венецианского кинофестивалей и дважды были отмечены престижными наградами за лучшую режиссерскую работу. Довольно редкое достижение! «Эли», предпоследний фильм мексиканца, рассказывает о современном противостоянии картелей и полицейских на примере одной маленькой семьи, которая случайно оказалась между двух огней, когда главный герой Эли выкидывает из дома несколько пакетов героина, украденных и спрятанных парнем его младшей сестры. Вдохновившись нигилизмом Ханеке, Эскаланте берет полицейскую коррупцию, наркотрафик, сексуальное рабство и месть, чтобы сложить из этих кусочков пазл с выцветшим мексиканским пейзажем. Так Эскаланте видит свою Родину, покрытую кровью, песком и героином.
Что еще смотреть у Эскаланте: Дикая местность.
Фильм основан на реальной истории 1985 года. Двое студентов-ветеринаров, Хуаин и Уилсон, решают выкрасть из Музея антропологии несколько экспонатов культуры майя, чтобы их продать и со спокойной душой провести остаток жизни, не задумываясь о финансовых проблемах. Режиссер Алонсо Руис Палашиос скрещивает heist-movie и роуд-муви, героически не зацикливаясь на самом интересном – подготовке к ограблению. Его «Музей» – это изобретательная в плане визуала и сценария ода детям в телах двадцатилетних неудачников, которым легче совершить крупнейшее в истории Мексики музейное ограбление, чем взять себя в руки и наладить собственную жизнь.
Что еще смотреть у Палашиоса: Гуэрос.