Джош Хартнетт. Это имя оставляет небольшие крупицы ностальгии на зубах. Ностальгии по началу нулевых. Быстро поднявшись на серии ярких ролей, Хартнетт стал актером, про которого любят говорить «у него было все»
Подъем с глубины
Молодой Хартнетт поступил в Государственный университет Нью-Йорка, но достаточно быстро забросил учебу и оказался в Калифорнии. В Городе Ангелов смазливость Хартнетта позволила ему получить достаточно крупную роль в телесериале «Крэкер». И хотя проект продержался всего 16 эпизодов, имя Джош, считай, себе уже сделал. Какое-то время он перебивался съемкой в рекламе, а затем его взяли сниматься в «Хэллоуин: 20 лет спустя», приуроченный к юбилею культовой хоррор-франшизы. В этой картине Хартнетт сыграл Джона, сына Лори Строуд. И хотя фильм вызвал противоречивые чувства у фанатов, в бокс-офисе он собрал немало, укрепив популярность Хартнетта. «Факультет» Роберта Родригеса поднял реноме Джоша еще выше: сыгравший Зика Тайлера (лайк, если в школьные годы хотели походить на него!) актер был номинирован на премию «Сатурн», но награда ушла Тоби Магуайру.
Достижения, конечно, неплохие, однако полноценный успех к Хартнетту пришел в начале нулевых, когда в прокате появились «Перл-Харбор» и «Черный ястреб». Обе картины жили активной бокс-офисной жизнью, и обе удостоились наград. Вместе с их успехами дела пошли в гору и у Джоша. Теперь его с завидной регулярностью звали на главные роли и в самых разных проектах: комедия, мелодрама, триллер… Квинтэссенцией актерской карьеры для Джоша стало «Счастливое число Слевина», которое не оценили на родине, зато отлично приняли в других странах (в России это и вовсе чуть ли не культовое кино). «Мое лицо было на обложке каждого журнала, – вспоминает Хартнетт. – Выйти из дома было невозможно. Мне было очень дискомфортно. И очень одиноко. Я никому не мог доверять».
Всегда говори «да»
Фильмы с Хартнеттом хорошо продавались. Его образы и лицо нравились одинаково мужчинам и женщинам, да и с актерскими способностями у него все было хорошо. Вполне логично, что Джоша стали звать серьезные дяди в большие фильмы. Но тут актер включил принципиальную избирательность в подборе ролей.
Сначала ушел несолоно хлебавши Брайан Сингер, желавший заполучить Хартнетта на титульную роль в «Возвращении Супермена». «Я не хотел, чтобы на мне до конца жизни висел ярлык Супермена, – впоследствии пояснит свое решение Джош. – Мне было примерно 22, но уже тогда этот путь казался мне опасным».
Когда Warner Bros. объявила о съемках «Темного рыцаря», на роль защитника Готэм-Сити рассматривали кандидатуру все того же Хартнетта. И снова он ответил отказом. О чем, правда, потом пожалел. «Это было мне уроком, – рассказывал актер впоследствии интервьюеру из Playboy. – Я решил, что эта роль не для меня. А когда я захотел сыграть в “Престиже”, уже настал черед Кристофера Нолана мне отказать. Теперь я знаю, что если персонаж – супергерой, это еще не повод отклонять роль». Фанаты «Темного рыцаря» наверняка счастливы от такого поворота событий. Хотя было бы весьма интересно посмотреть на Хартнетта в черном костюме с ушастым шлемом.
И как-то так получилось, что Джошу перестали предлагать роли в классных проектах. Сам актер предполагает, что на него ополчился Голливуд. «Я сказал “нет” определенно не тем людям. От ролей я отказывался, потому что жутко вымотался и хотел больше времени проводить с друзьями и семьей. В индустрии такое поведение не приветствуется. Люди не любят, когда им отказывают».
Последовали долгие и серьезные разговоры с агентами и менеджером, от услуг которых Джош впоследствии отказался. Последней на тот период большой работой Хартнетта считают «30 дней ночи», которая закончила прокат с прибылью, но получила очень смешанные отзывы в прессе.
10 000 озер цвета инди
Давление прессы, репутация ловеласа и дрязги с голливудскими акулами не лучшим образом сказались на душевном состоянии молодого актера. Каждый по-разному справляется со стрессом: одни находят утешение в алкоголе и драках на вечеринках, другие – в серии однодневных романов, третьи просто прут напролом, отмахиваясь от раздражителей, как коровы отмахиваются от слепней и оводов. А Джош решил нажать на паузу. «У нас с Голливудом было нечто вроде романа, – поясняет Хартнетт. – Но в Голливуде не могли дать мне то, чего я хотел. Поэтому я решил, что пора передохнуть от этих отношений».
Джош собрал вещи и уехал в родную Миннесоту: «Вернулся к своим старым друзьям, даже вновь стал встречаться со своей школьной девушкой и вообще нигде не снимался 18 месяцев кряду».
Рекреация в штате 10 000 озер (прозвище Миннесоты) – штука хорошая, но цена полуторагодового отпуска оказалась высока. Просто взять и вернуться обратно в Голливуд, словно загрузить старый сейв, уже не удалось. «Несколько лет назад, если я видел понравившуюся мне роль, то у меня были все шансы ее получить, – горько усмехается Хартнетт. – Сейчас же за каждый интересный проект приходится сражаться. Но это не так уж плохо: теперь при успешном раскладе чувствуешь глубокое внутреннее удовлетворение. Хотя, конечно, когда что-то идет не так, как задумал, это расстраивает. Но только лишь на минуту».
Джош не стал биться лбом о закрытые ворота Голливуда и руки не опустил. Вместо этого он просто выбрал альтернативную тропу: искал интересные независимые проекты и снимался в них. «Я прихожу с дождем», «Бунраку», «Застрял между станциями», «Одна миллиардная доля» – если названия предыдущих картин Хартнетта знали все (даже те, кто их в итоге так и не посмотрел), то эти фильмы определенно не на слуху. По признанию же актера, он снимался лишь в тех лентах, которые, по его мнению, заслуживали зрительского внимания. Моральное удовлетворение от своей работы – много это или мало?
Будущее где-то там
Катализатором для застоявшейся карьеры Хартнетта стал ТВ-сериал. В последнее время это весьма частая история. Роль Итана Чендлера в «Страшных сказках» серьезно подняла котировки Джоша. Да и сам многосерийный хоррор, где Хартнетт делил площадку с Евой Грин и Тимоти Далтоном, получил высокие оценки и от зрителей Showtime, и от профессиональных критиков. Но шоураннеры сериала уже объявили, что третий сезон «Страшных сказок» будет последним. Многие задумались: что будет делать Хартнетт после закрытия его самого удачного проекта за последние годы? Давайте посмотрим.
Ближайшее будущее Джоша уже расписано участием в шести фильмах. На стадии постпродакшена находится драма Джеймса Франко «Долгий дом» с мощным кастом (помимо Хартнетта и самого Франко в ролях значатся Эштон Кутчер, Джанкарло Эспозито и Кортни Лав). В июне закончились съемки «На глубине шести футов» про потерявшегося в горах сноубордиста; за Джошем закреплена главная роль экстремальщика Эрика ЛеМарка, а компанию ему составит Мира Сорвино. Также допекается в постпродакшене драма «Долина богов», где вместе с героем нашего повествования играет Джон Малкович, – наверняка на эту картину у Джоша большой расчет.
В настоящий момент Хартнетт занят в съемках роуд-муви «Шоссе для игроков» Александры МакГинесс, известной по недавней хипстер-драме «Лотофаги». А впереди у него еще две работы, находящиеся на стадии подготовки к съемкам: Хартнетт снова сыграет у Гая Моше («Бунраку») в The Last Draw Of Jack Of Hearts (одному Ктулху известно, как это обзовут отечественные локализаторы, а по смыслу название переводится как «Последний прикуп червового валета»), а также примет участие в фильме канадского режиссера Дэниела Роби, который когда-то снял бодрый байопик «Лу Сир».
Что из всего этого получится, можно только гадать, но ожидания почему-то самые оптимистичные. Да и Хартнетт унывать вовсе не спешит: «Теперь я стал старше и мудрее. Я понимаю, что если снимусь для одного или двух фильмов внутри большой студийной системы, то смогу в любой момент вписаться в небольшие картины и, возможно, подарить им ту известность, которой они заслуживают». Ну что ж, система: твой ход…