Что посмотреть
Трасса Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneLuVyoAXfQ
Подборки фильмов

Современный Балабанов и самоироничный Петров: главные короткометражные фильмы «Кинотавра-2021»

Рассказываем о самых любопытных картинах короткометражного конкурса: от тонких мелодрам и суровой «балабановщины» до фильма-анекдота про обделавшегося дуэлянта и отечественного ответа Гаспару Ноэ.

Добавить в закладки
Современный Балабанов и самоироничный Петров: главные короткометражные фильмы «Кинотавра-2021»

Накипь

Кадр из короткометражного фильма «Накипь»

Кадр из короткометражного фильма «Накипь»

На первый взгляд обычная мелодрама о двух некогда влюблённых друг в друга молодых людях. Данил Стеклов в роли простого работяги чинит стиральную машину своей бывшей девушке (Дарья Жовнер) и пытается наладить давно утраченный контакт. Угасшие чувства, как это часто бывает, возрождаются в самый неудачный момент: героиня вот-вот уедет в Москву и устраивает прощальный вечер с друзьями-хипстерами, на котором паренёк-романтик должен будет сделать решающий шаг.

Сюжет «Накипи» не то чтобы обманчив: тут всё и правда идёт своим, знакомым, что ли, чередом. История предсмертных любовных конвульсий — вполне себе в рамках жанра, никаких отхождений от знакомого шаблона. Но Сергею Малкину удаётся привнести в это кино жизненности, несколько узнаваемых сцен, фраз и интонаций, которые могут приблизить к героям даже в том случае, если ваш романтический опыт минимально совпадает с художественным вымыслом. Словом, маленькое не только по формату, но и по теме, а ещё очень уязвимое в плане критики и тем не менее настоящее кино о том, насколько иногда важно отпустить ушедшую любовь.

 

Стёпка

Кадр из короткометражного фильма «Стёпка»

Кадр из короткометражного фильма «Стёпка»

Коллеги часто шутили, что в этом году над Сочи витает дух Балабанова: открывал фестиваль документальный фильм про Сергея Бодрова-младшего со вставками из интервью с Алексеем Октябриновичем, а режиссёрка «Ничьей» Лена Ланских, снявшая мрачную драму о нежеланном ребёнке, по собственному признанию, вдохновлялась шедеврами классика отечественного кинематографа. Но и в конкурсе короткого метра хватило вайба лучших работ свердловского постановщика. «Стёпка» — кино, чью эстетическую связь с «Грузом 200» не отметил только ленивый. Мрачное, бескомпромиссное и для кого-то, как бы страшно ни звучало, чернушное. Зато точно небезынтересное.

К полицейскому по имени Стёпка, который живёт в грязной квартирке с больной женой и её пьющим папой, приходит юная девушка. Она вторгается в этот мерзкий клоповник как нельзя кстати: несколько минут назад страж закона пытался вышибить себе мозги от безнадёги, а теперь выслушивает просьбу гостьи, уставшей от обезумевшего отца. То, что будет дальше, — сюжет из разряда самых диких выпусков «Криминальной России», и этот авторский перегиб, с одной стороны, оказывается действительно возмутительно пошлым, а с другой — всё-таки выполняет свою главную функцию: заставляет зрителей, уставших от неспешного фестивального кино, испытать настоящие яркие эмоции. Пускай и эмоции негодования.

 

V

Кадр из корткометражного фильма «V»

Кадр из корткометражного фильма «V»

Изящное стилистическое упражнение от учеников Ивана И. Твердовского о подростках-бунтарях, оказавшихся заложниками закольцованных будней хипстерского ночного клуба. Камера без остановки следует то за одним героем, то за другим — кто-то вечно влезает в драки, кто-то непрерывно целуется, кто-то просто весь вечер ищет сигарету. Ещё один яркий фильм-эмоция программы, который, в отличие от «Море волнуется раз» Хомерики, конечно, ещё по-дебютантски строг и неровен, но выгодно выделяется на фоне всех прочих коротких метров «Кинотавра».

А вместо претенциозного финала, к которому часто прибегают начинающие режиссёры в таких сложносочинённых картинах, — уморительный панчлайн, лишь подчёркивающий состояние кайфа и смятения, охватившее персонажей. Троицу юных постановщиков (Арину Овчинникову, Николая Коваленко и Алину Сорокину) точно стоит взять на заметку всем фанатам фестивального кино.

 

Герой

Кадр из корткометражного фильма «Герой»

Кадр из корткометражного фильма «Герой»

Эта программа короткого метра «Кинотавра» кишела фильмами-анекдотами. Некоторые — более удачные («Увлечение» про неожиданную встречу мужа и любовника), некоторые — менее («У тебя в голове» про героя, который представлял секс с другими женщинами и нарвался на мужа одной из них), но самым изящным из них, пожалуй, так и остался «Герой» с Григорием Добрыгиным в роли дуэлянта с проблемами ЖКТ.

Почти весь фильм состоит из крупного плана протагониста — трусливого стрелка, который делает первый выстрел, а затем, трясясь и переживая, ожидает ответный ход соперника. Раскрывать финал — значит спойлерить не шибко смешную, но мастерски рассказанную шутку. Всё, что было до панчлайна, — интригующе и уморительно, всё, что последовало дальше, — возмутительно просто и предсказуемо. С другой стороны, из всех лауреатов конкурса короткого метра (победитель — «Хорошая девочка Лида», а диплом «За чистоту и точность» получила лента «Почти весна») на стримингах искренне стоит ждать лишь появление «Героя».

 

Холодно

Кадр из корткометражного фильма «Холодно»

Кадр из корткометражного фильма «Холодно»

Два полицейский забирают с озера замёрзшего насмерть рыбака, навсегда, кажется, закоченевшего в положении «сидя». Пока они едут обратно на своём УАЗе, мертвец начинает отмерзать и неприятно пахнуть — приходится выключить «печку» и ехать дальше, стуча зубами. А тут ещё и люди ждут на остановке автобус, который никогда не приедет: надо забрать и их (лучше так, чем потом ещё раз возвращаться за холодными трупами).

«Холодно» — ещё один фильм-анекдот, забавная зарисовка об одной странной поездке, где место на заднем сиденье приходится делить пьяным, злым и мёртвым (последние выглядят самыми адекватными). Фильму явно не хватает какого-то внятного финала, но даже так он показывает, что молодой режиссёр Данил Иванов хорошо работает с текстом, да и актёров подбирает профессионально (тут и Данил Стеклов, и Ольга Лапшина, и Анна Слю с Павлом Ворожцовым).

 

Ангел

Кадр из короткометражного фильма «Ангел»

Кадр из короткометражного фильма «Ангел»

Пока основной конкурс «Кинотавра» оккупировал Юра Борисов, вездесущему Александру Петрову пришлось довольствоваться коротким метром. Причём один из них он даже сам снял: «Ангел» — его режиссёрский дебют, самоироничная комедия об актёре, которому приходится подрабатывать аниматором, ведь во все фильмы берут одни и те же лица.

Сам Петров и играет актёра-неудачника, а роль местного Петрова — подчёркнуто самовлюблённого и довольно мерзкого — исполняет Иван Янковский. «Ангел», возможно, слишком сильно пытается подмигнуть зрителю и уверить, что у его автора есть чувство юмора (оно действительно есть, и это классно), но всё же фильм чаще попадает в цель, чем промахивается. Особенно хорошо ему удаются всякие внутрячковые шутки: про Козловского и «Золотого орла», которого «за просто так не дают».

 

Скрытый космос

Кадр из короткометражного фильма «Скрытый космос»

Кадр из документального фильма «Скрытый космос»

Одинокий «белый галстук» не знает никаких радостей в жизни, кроме одной: мужчина ходит по больницам, ложится в аппарат МРТ и представляет, что он космонавт, запертый в бороздящем Вселенную корабле. Его ностальгия давно превратилась в нездоровую зависимость, но даже психолог не может помочь: только беспомощно разводит руками и отвечает банальностями.

На прошлый «Кинотавр» режиссёр (и кинокритик) Денис Виленкин уже приезжал со своим короткометражным джалло «Сплендоре». Теперь вместе с соавтором Антоном Фомочкиным привёз «Скрытый космос» — ещё одно стилистическое упражнение, где задействован, кажется, весь спектр визуальных приёмов: тут и полиэкраны, и разное соотношение сторон, и внезапно возникающие ретро-флешбэки в ч/б. За внешней эклектикой скрывается несколько путаное, но любопытное размышление на тему той детской мечты, которую мы все когда-то вынуждены отпустить, но которая продолжает тихо съедать нас всю жизнь.

 

Как в Венеции

Кадр из короткометражного фильма «Как в Венеции»

Кадр из короткометражного фильма «Как в Венеции»

И снова Петров — вот уж не думали, что будем так рады видеть его в фильмах короткометражного конкурса. «Как в Венеции» — скринлайф-комедия о грустном организаторе мероприятий, которому дают совершенно невозможное задание: олигарх (Александр Робак) хочет, чтобы он организовал пышную вечеринку для дня рождения его молодой жены (Аня Чиповская) и чтобы всё было как на Венецианском карнавале. Проблема в том, что происходить это должно в Москве, времени в обрез (меньше дня), к тому же супруга хочет сама контролировать процесс — а вкус у неё ужасный. Дочь олигарха (Стася Милославская) сгущает краски: говорит, отец-то не любит, когда его расстраивают, и вполне может кого-нибудь убить.

Весь фильм происходит на экране компьютера главного героя, который в аврале пытается хоть как-то согласовать работу всех отделов, параллельно отвечая на идиотские запросы клиента и перестраиваясь на ходу. «Как в Венеции» — действительно остроумная производственная комедия и заодно экранизация сразу всех главных ужасов работников сферы услуг.

 

Уличное освещение

Кадр из короткометражного фильма «Уличное освещение»

Парень с синдромом Дауна каждый день живёт по строгому распорядку: завтракает, даёт поесть уличной собаке со странным именем Пепси, едет на работу на стареньком трамвае. По ночам он запускает уличное освещение в городе и потому с детства наизусть помнит, в какой день и в какое время садится солнце — этому его научил ныне покойный отец, работавший точно там же.

«Уличное освещение» — нежная драма о человеке с простой целью, чей мир в один момент полностью рушится (как именно — говорить не будем), и он должен найти для себя новый смысл в жизни. На экране вроде бы не происходит ничего особенного, но оторваться совершенно невозможно: имя режиссёра-дебютанта Владислава Иконникова явно стоит запомнить. Думаем, он нас ещё успеет удивить.

Текст: Ефим Гугнин, Владислав Шуравин
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?