Свет — священный элемент кинематографа. Все им к лицу, начиная от неоновых всполохов в клубах и заканчивая яркими огнями ночных городов. Мы вспомнили восемь экшен-фильмов, в которых неоновое освещение становилось важным выразительным приемом, а кое-где даже частью драматургии.
Кинематограф 80-х явно не страдает от нехватки фильмов с неоновым освещением улиц и придорожных заведений. Майкл Манн – режиссер культовой «Схватки» и «Соучастника» – всегда подходил к вопросу света скорее поэтически. В «Воре» мы наблюдаем за деятельностью грабителя Фрэнка (Джеймс Каан), который обитает в криминальном мире недружелюбного Чикаго. Оператор Доналд И. Торин создал поразительный ландшафт ночного города, искрящегося всей таблицей голубых оттенков. Это поэзия бандитских низов, усиленная виртуозной режиссурой и электрическими лампами, – криминальному жанру только и оставалось нарядиться в гирлянды.
Ночной триллер о молчаливом водителе произвел эффект часовой бомбы. Датского режиссёра Николаса Виндинга Рефна можно смело считать ответственным за ревизию ретровейва. «Драйв» — два часа кровавой романтики, рассказанной при помощи стилизованных розовых титров, ночных иллюминаций Лос-Анджелеса и живописно подсвеченных огней забегаловок. «Драйв» многим обязан Майклу Манну и Мартину Скорсезе — таким же смельчакам, взбиравшимся со зрителями на самый край ночи. Если неоновые триллеры усиливали напряжение через игру с яркими оттенками, то «Драйв» скорее использует цвета для смягчения и создания воздушной, едва ощутимой романтической интонации.
Шарлиз Терон чувствует себя уверенно в ярко освещенных интерьерах гостиниц и ночных клубов. «Атомная блондинка» – очередная фантазия на тему 80-х, разделенной Германии и шпиономании. В боевике Дэвида Литча многое решает не только сюжет, но и яркая палитра неоновых цветов – с тщанием живописца режиссер создает сцены рейва и прогулки по угрюмым улицам Берлина. Приближающийся конец холодной войны фильм встретил фейерверком красок – при всей вторичности сюжетной канвы, это решение точно заслуживает приза за оригинальность.
Агент секретной службы (Уильям Петерсен) ищет мести за убийство своего товарища — его целью становится крупный и виртуозный фальшивомонетчик (Уиллем Дефо). «Жить и умереть в Лос-Анджелесе» Уильяма Фридкина работает не столько на сюжет, сколько на антураж жаркого «города ангелов». При очевидной дневной красоте Лос-Анджелеса боевик Фридкина создает яркие ночные пейзажи и приглашает героев в густо освещенные неоновые интерьеры. Как и во «Французском связном», режиссер предлагает зрителю погрузиться в низины преступного декаданса, подключая всю двигательную (чего стоит автомобильная погоня) и световую мощь кинематографа.
Загадочный солдат Дэвид (Дэн Стивенс) внезапно приходит в дом к семье своего погибшего сослуживца и обещает всячески им помогать. «Гость» – хит прямиком из 2013-го, вместе с «Драйвом» объявивший о возрождении ретро-боевиков: с синти-попом, неоновыми пространствами и брутальным олдскульным насилием. Вдохновленный Джеймсом Кэмероном и Джоном Карпентером фильм Адама Вингарда придает свету драматургический объем: чем более непредсказуемым, диким и психопатическим становится визитер, тем интенсивнее экран наливается красным.
Боевики в неоновой эстетике снимали еще задолго до «Джона Уика». Нон-стоп-экшен Чада Стахелски лишь укрепил моду на гиперстилизованные фильмы об отставных киллерах и мафиозных мирах. Помимо захватывающих секвенций с перестрелками и рукопашными боями в ленте с Киану Ривзом важную роль играет цветовая драматургия: в сценах, залитых холодным неоном, фильм достигает точки кульминации. Как, например, в клубном эпизоде – образцовом моменте франшизы, где Уик сражается с негодяями под зрелищную игру всех оттенков красного и синего. Если темнота – друг молодежи, то для виртуоза Стахелски лучшим товарищем всегда будет неоновый газ.
Среди поклонников японских боевиков «Ичи киллер» обрёл маленький культ. Это безумный экшен, снятый по одноимённой манге, где якудза охотится на таинственного убийцу по имени Ичи. Чрезмерный и не знающих никаких тормозов фильм запомнился благодаря палитре – перехлестам неоновых цветов, которые делают сцены насилия еще более сюрреалистическими и воспаленными. Режиссер Такаси Миике – мастер экстремальных жанров — добивается искомого эффекта через гиперстилизованные сцены, гротескный садизм и вырвиглазные цвета.
Режиссерский дебют Дева Пателя во многом следовал по стопам «Джона Уика»: неистовый герой, не обделенный навыками стрельбы и рукопашного боя, мстит всему криминальному миру. В случае Пателя индийский Мумбаи стал главным признаком отличия – город не только классовых и культурных контрастов, но и цветовых. Бодро снятые побоища и перестрелки пульсируют в неоновых огнях, а ареной становятся шумные ночные клубы. «Манкимен», быть может, не во всем удался, но зато уверенно подытожил: современный боевик должен сиять, как рождественская гирлянда.
Сам бы не разглядел, наверное. Теперь интересно "Гость" посмотреть, ну раз уж вы его всунули в эту веселую компанию.