Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWvoHrnWEQ Okko Okko
Рецензии

Рецензия на фильм «Экипаж»

Отличный вольный ремейк знаменитого советского фильма. Новый «Экипаж» хорош и как мелодрама, и как фильм-катастрофа

Добавить в закладки

Алексей Гущин (Данила Козловский) – блестящий пилот с задиристым характером, который часто бунтует против начальства. Поэтому он не удерживается ни в армии, ни в грузовой авиации. Наконец, Алексей по протекции отца, видного авиаконструктора на пенсии, находит работу в пассажирской авиакомпании и становится вторым пилотом в экипаже сурового Леонида Зинченко (Владимир Машков), который выше всего ставит дисциплину и строгое следование правилам. Несмотря на все их различия, двум пилотам удается ужиться и спокойно работать – пока Гущин не устраивает потасовку с особо наглым ВИП-пассажиром, который оказывается совладельцем авиакомпании. Когда Зинченко просит не увольнять талантливого подчиненного, директор фирмы отправляет экипаж подальше от Москвы – возить пассажиров между островами в Тихом океане. Однажды пилоты получают экстренный вызов с острова, где началось извержение вулкана. Местных жителей в зоне бедствия нет, но там много иностранцев, преимущественно русских, которые работают на горном комбинате. Счет идет на минуты – острову грозит полное затопление лавой…

Кадр из фильма "Экипаж"

В Советском Союзе не могло произойти ничего катастрофического. Так считала советская цензура, и она, как говорят, «зарубала» любые попытки снять отечественный аналог популярных в Голливуде фильмов-катастроф. Поэтому, когда режиссер Александр Митта в конце 1970-х решил поставить «наш ответ “Аэропорту”», он пошел на два отступления от жанрового канона. Во-первых, было решено, что летчики «Аэрофлота» столкнутся с природной катастрофой не на родине, а в далекой вымышленной стране. А во-вторых, Митта и его команда придумали двухсерийную ленту, первая половина которой была отдана «мексиканским» мелодраматичным страстям пилотов и их близких. Мол, «Экипаж» – это не фильм-катастрофа, а многоплановое кино о жизни авиаторов, где есть место и романтике, и личным конфликтам, и профессиональному героизму.

Кадр из фильма "Экипаж"

На панелях управления в фильме нет неработающих индикаторов. Все приборы показывают то, что они должны были бы показывать, если бы самолеты находились в воздухе. Этому было уделено особое внимание

Эти нехитрые ходы помогли обойти цензуру, и захватывающий фильм 1979 года стал одним из лидеров советского проката и уникальным явлением в нашем тогдашнем кино. Среди восхищенных зрителей ленты был 13-летний Николай Лебедев, будущий режиссер «Звезды», «Волкодава из рода Серых Псов» и «Легенды № 17». Он еще тогда начал мечтать о том, что когда-нибудь снимает свой собственный «Экипаж», насыщенный грандиозными эффектами.

Кадр из фильма "Экипаж"

Перед началом съемок Данила Козловский, Владимир Машков и Агне Грудите прошли обучение на профессиональных авиатренажерах. Козловский настолько вошел во вкус, что к концу курса порой поправлял инструкторов, если они оговаривались

Прошло 37 лет, и детские грезы Лебедева осуществились. Его новую ленту нельзя назвать близким к оригиналу ремейком «Экипажа» Митты, поскольку в ней иные личные конфликты и воздушные подвиги. Но это, безусловно, кино, сделанное по лекалам прежнего «Экипажа». Оно также рассказывает о спасении россиян и иностранцев из зоны чудовищного бедствия, и оно тоже делится на две равные жанровые части – камерная мелодрама и эпическая катастрофа, во время которой авиаторы проявляют себя на земле и в воздухе. И на сей раз, вопреки печальной российской традиции, создатели ленты не скрывают, чем вдохновлялись и на кого опирались. Значение Митты для фильма отражено в титрах, а одну из заметных эпизодических ролей сыграла Александра Яковлева, звезда «Экипажа». Митта, кстати, в новой картине тоже засветился, и он был консультантом Лебедева на этапе планирования постановки. Все бы так у нас относились к предшественникам!

Кадр из фильма "Экипаж"

Почему обычно фильмы-катастрофы не тратят половину повествования на представление героев в мирной жизни? Потому что если вы в рекламе обещаете зрителям огненные реки и грандиозные взрывы, то публика может обидеться, если вы целый час прячете от нее то, ради чего она пришла. Тут как в цирке-шапито, когда зазывалы кричат о смертельных трюках с тиграми, а представление начинается со скучных жонглеров.

Кадр из фильма "Экипаж"

К счастью, Лебедев, как и некогда Митта, смог решить эту проблему за счет приглашения исключительно харизматичных звезд. Владимир Машков, Данила Козловский, Елена Яковлева в роли жены Зинченко, Сергей Шакуров в роли отца Гущина… Таким актерам и актрисам не нужно обвешиваться эффектами, чтобы удержать зрительское внимание. Вооруженные неплохим трагикомическим сценарием с несколькими сюжетными линиями (помимо дружбы главных героев фильм прослеживает отношения Зинченко с его семьей и Гущина с его новой девушкой) звезды не дают публике заскучать, и первая половина «Экипажа» смотрится с интересом. Правда, до жанровых вершин она не дотягивает, но в этом нет нужды. Ведь у фильма есть еще и вторая половина!

Кадр из фильма "Экипаж"

Там, кстати сказать, личные проблемы героев не забываются, а разрешаются. Например, Зинченко и его сын-студент, которые не могут найти общий язык, благодаря совместному приключению обретают искреннее уважение друг к другу. Так что, несмотря на жанровый сдвиг, картина не разваливается на две отдельные части. Сюжет крепко держит ее вместе. В этом плане новый «Экипаж» можно сравнить не только со старым, но и с «Титаником», где камерная мелодрама тоже перерастала в катастрофу.

Кадр из фильма "Экипаж"

При всех достоинствах первой части «Экипажа» главная «фишка» фильма все же заключена в его второй половине. Лебедев в ней пускается во все тяжкие – чувствуется, что у него было почти четыре десятилетия на придумывание того, что может произойти в таком кино. Чтобы не портить впечатление от сюжетных сюрпризов, мы не будем перечислять все, что героям приходится пережить и преодолеть. Скажем лишь, что они сражаются только с природными стихиями. За вычетом эпизодического олигарха, из-за которого летчики оказываются над Тихим океаном, в картине нет злодеев, и потому лента безукоризненно оптимистична и пронизана верой в мужество не только «профессиональных героев», но и простых людей, рискующих жизнью ради первых встречных.

Кадр из фильма "Экипаж"

Естественно, спецэффекты в этой части ленты в каждом кадре (больше часа сплошных спецэффектов!), и некоторые из них по размаху не уступают голливудским суперблокбастерам. Лебедев многому научился у Александра Митты, но без влияния Майкла Бэя тут тоже не обошлось. Хотя, в отличие от голливудца, наш режиссер ни на секунду не теряет из виду персонажей, и эффекты обрамляют героев, а не вытесняют их с экрана.

Одним словом, Лебедев снял замечательную жанровую картину, которая воздает должное советской классике, выводит эффекты в нашем кино на новый уровень и рассказывает позитивную и захватывающую историю о ярких персонажах. Можно ли предъявить к «Экипажу» претензии? Да, в фильме есть кое-какие неуклюжие реплики и неотполированные детали, и профессиональные авиаторы наверняка будут язвительно обсуждать неправдоподобные, с их точки зрения, сюжетные перипетии. Но все это не так уж важно.

Единственное, что в «Экипаже» сильно режет глаз и слух, – обращение ленты с девушкой Гущина, которую сыграла литовская актриса Агне Грудите. Поначалу картина из кожи вон лезет, чтобы в каждой своей сцене напомнить, что Александра – пилот, а не бортпроводница. Девушка даже произносит страстный феминистский монолог о том, как трудно пробиться в мужской профессии. Но когда во второй половине фильма Саша участвует в спасательной операции, она делает это фактически как бортпроводница, а не как пилот, потому что не сидит за штурвалом. И тут уж как в старом анекдоте: «Либо крестик снимите, либо трусики наденьте». Либо вы провозглашаете равенство полов и разрешаете героине хотя бы временно порулить самолетом в разгар критической ситуации (точнее, самолетами – их в фильме несколько), либо вы на прогрессивность не претендуете и спокойно отправляете девушку в салон или в уголок кабины. А иначе получается, что фильм грубо ставит героиню на место: «Сиди и не чирикай, тут мужские дела!» Вряд ли это та мысль, которую режиссер хотел донести до зрителей.

С 21 апреля в кино.

Текст: Борис Иванов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?