Вышел "Железный человек", из которого стало ясно: Тони Старк -- это любой мужик, ценитель гаджетов и девочек, вдруг осознавший, что жизнь его катится к черту, и винить некого, все сделал сам.
Любой супергерой в чем-то – Золушка: наступает момент, когда он, с помощью феи-крестной или без нее, надевает красивое платье (красный, черный, зеленый плащ) и идет очаровывать принца (спасать мир). Миллионер, изобретатель и торговец оружием Тони Старк однажды отправляется в Афганистан, продавать американским войскам супероружие "Иерихон", но там, в горах, его похищают члены братства "Десяти колец" и требуют, чтобы он построил для них свое супероружие. Он, к тому же, ранен, но местный умелец вделал в его грудь магнит, препятствующий осколкам дойти до сердца. Старк, понимая, что его не выпустят, строит не "Иерихон", а костюм Железного человека, вставляет себе вместо сердца ядерный мотор и сбегает из плена. Вернувшись домой, он делает более совершенную версию костюма и идет разбираться со своей идиотской жизнью. Выяснив, что кто-то продает его оружие талибам, он отправляется – нет, не убивать талибов, а уничтожать оружие и искать того, кто торгует смертью за его спиной. Как если бы Золушка поехала не на бал, а бить мачехе морду.
Марвеловский «Железный человек» /Iron Man/ (2008) – экранизация не то Ницше, не то "Мцыри", с его тюрьмой и пламенем в груди. Изначально, в 60-е, герой оказывался во вьетнамском плену, но режиссер Джон Фавро решил, что фильм должен быть осовременен. В результате получился скорее «Человек из железа» /Czlowiek z zelaza/ (1980), чем «Робокоп» /Robocop/ (1987). Тони Старк весело исследует возможности своего нового костюма, он летает и хлопочет, он пьет меньше, чем мог бы, выглядит умнее, чем должен, и, несмотря на то, что это очень смешное кино, оно гораздо, гораздо мрачнее, чем самые мрачные закоулки Готэм-сити.
В основном потому, что все происходит пугающе взаправду, несмотря на венгерских талибов и загадочное братство "Десяти колец" ("а одно – всесильное – властелину Мордора", что ли?). Битва Железного человека с глуповатыми воинами джихада выглядит не только более правдивой, чем похождения Рэмбо, но и более реальной, чем все видеоэксперименты Брайана де Пальмы. Примерно это и есть война: прилетел человек, всех перестрелял, улетел. Обещал вернуться – милый, милый.
Супергероические комиксы чаще всего рассказывают о мире с точки зрения подростка, который хочет прославиться. Человек-паук с ужасом наблюдает за изменениями собственного организма и пытается извлечь из них пользу для всего человечества. Супермен спасает хороших людей, раз уж все равно умеет летать. Бэтмен пытается отомстить за смерть своих родителей, мешая плохим людям. А Железный человек борется с Тони Старком, и не верьте тем, кто говорит, что это борьба с терроризмом. Враг не снаружи, враг – это сам Тони Старк и есть: его пофигизм, его былая самоуверенность, его доверие к партнерам.
Это почти Джеймс Бонд, но вместо холодного шика и уверенности в себе у Тони Старка есть ум и страсть. Да что Джеймс Бонд, Тони Старк – это любой мужик, ценитель гаджетов и девочек, вдруг осознавший, что жизнь его катится к черту, и винить некого, все сделал сам.
Всего этого, конечно, не было бы, если бы не растерянный гений Роберта Дауни-мл., неотразимая отвратность Джеффа Бриджеса и милая покорность Гвинет Пэлтроу. Если вы любите большое холодное веселье, это идеальный фильм: Железный человек сбивает самолеты, ловит машины (продакт плейсмент, кстати, назойлив и глуп), улетает в небеса, убивает плохих людей и спасает хороших. Все жужжит, сияет и развивает сверхзвуковую скорость, Black Sabbath бьет по ушам, а в сцене финальной драки ласкают глаз два безмысленных трансформера, гламурные сыновья Самоделкина из "Веселых картинок". Если вы любите драйв, который никакими моторчиками не заменить, это идеальный фильм: Тони Старка ведет, тащит и плющит жажда исправить все то, что можно исправить, и спасти тех, кого можно спасти. Если вы любите умное кино… В общем, вот оно – настоящее умное кино. "Железный человек – это я", – говорит Тони Старк, отметая весь негласный супергероический кодекс: молчи, скрывайся и таи. Нет, сегодня нужно действовать по-другому: встань и сделай. Больше некому.
Человеческое, слишком человеческое.
Железное, слишком железное.