Что посмотреть
Трасса Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneLuVyoAXfQ
Рецензии

Спасибо папе за веселье: рецензия на триллер «Ловушка» М. Найта Шьямалана

Мастер острых сюжетов загоняет зрителей в тупик. 

Добавить в закладки

Трейлер

Создатели и актеры О фильме Рецензия Фильм в коллекциях Кадры Трейлеры Постеры
Константин Мышкин
Константин Мышкин Автор film.ru с 2019 г. 302 публикации

Обычный семьянин по имени Купер (Джош Хартнетт) и его дочь-подросток Райли (Ариэль Донохью) отправляются на концерт поп-звезды (Салека Шьямалан). Совсем скоро к концертному залу стягиваются отряды вооруженных полицейских. Оказывается, силовики ищут маньяка по прозвищу Мясник, который присутствует на концерте, а зал, полный подростков, — западня. Вот только сам Купер и есть Мясник. Входы заблокированы, а полиция постепенно выводит с трибун всех подозрительных отцов. 

Джош Хартнетт в роли Купера на кадре из фильма «Ловушка»

Джош Хартнетт в роли Купера на кадре из фильма «Ловушка»

Шьямалан с несгибаемым упорством продолжает обкатывать территорию остросюжетного триллера. За последние годы режиссер накопил запас самых разных картин: пустяковых («Стук в хижину»), дерзко-экспериментальных («Время») и даже негласных зрительских шлягеров («Стекло»). Теперь он вооружился гипотезой: а что если «Молчание ягнят» развернется на концерте поп-исполнительницы? Склонность к жанровым гибридам вместе с лобовой иронией становится главной сюжетной энергией «Ловушки» — фильма, в котором даже и нет как такового сценарного твиста (кстати, не в каждой ленте Шьямалана он есть, но всегда по инерции ожидаешь подвоха). Сюрприз в самом концепте: зритель на полтора часа погружен в наблюдение за маньяком, который и прячется от полиции, и одновременно развлекает дочь на концерте. Да и превращение Джоша Хартнетта в убийцу с психопатической улыбкой само по себе поворот. Актеру, как известно, давно не выпадали яркие центральные роли, лишь появления на вторых планах (допустим, в «Оппенгеймере»).

Джош Хартнетт в роли Купера на кадре из фильма «Ловушка»

Джош Хартнетт в роли Купера на кадре из фильма «Ловушка»

Из наследия Шьямалана «Ловушка» скорее похожа на «Визит». Режиссер использовал жанр «найденной пленки», чтобы вдоволь над ним посмеяться. В новой ленте он проворачивает что-то подобное, превращая развлекательный вечер в сцену из лент Хичкока. Сходство обнаруживается еще и в том, что зритель знает больше, чем персонажи: чуткий отец не тот, кем кажется, а его смартфон — хранилище страшных тайн. Именно в концертной суматохе, под ласкающие звуки ар-н-би (кстати, поет сама Салека Шьямалан) режиссер худо-бедно пытается натянуть струну саспенса. Мы смотрим, пребывая в состоянии неопределенности: хочется, чтобы убийца был пойман и одновременно улизнул из зала. Полицейские не могут обнаружить Мясника, да и камеры наблюдения, натыканные повсюду, не помогают служителям порядка. Так кому все-таки симпатизирует зритель? Конечно, он по ту сторону добра и зла. На трибуне, где удобнее всего наблюдать за зрелищем. Ведь эту опасную мораль приоткрыл для нас именно Хичкок.

Джош Хартнетт в роли Купера на кадре из фильма «Ловушка»

Джош Хартнетт в роли Купера на кадре из фильма «Ловушка»

На старте у Шьямалана был высококонцептуальный сюжет, но стоило режиссеру сделать пару ходов и разорвать логику по швам, как «Ловушка» превратилась в заурядные кошки-мышки. Да и со снятием масок, когда темная сторона героя Хартнетта начинает доминировать, трюк фильма окончательно сходит на нет. Шьямалану почти всегда недостает остроты, даже в моменты самых головокружительных твистов, и, пожалуй, природной дерзости, с которой у условных Джонатана Демме и Брайана Де Пальмы запросто бы кристаллизовался первоклассный триллер. Но метод Шьямалана — разогреть зрителя и отпустить, создать интригу и тотчас же ее опрокинуть. Новый триллер загоняет себя в ловушку, не находя запасных сюжетных выходов, как и герой Хартнетта, окруженный спецназом.

Главный поворот в «Ловушке» – это как раз неумение режиссера использовать свои сильные стороны, сделать неожиданные маневры. Фильму не удается играть на струнах зрительских нервов: что преступления героя-маньяка, что его попадание в западню с эмоциональной точки зрения одинаково безразличны. Интерес к перипетиям сюжета тоже осушается – особенно когда интригу подменяет череда фантастических событий, которые только и называй сценарными причудами. 

Лента пытается спастись иронией и предлагает посмеяться вместе: быть идеальным папой и свирепым убийцей одновременно, оказывается, очень даже возможно. Еще можно подружиться с продавцом фирменного мерча или попросту разыграть нелепое шоу перед полицейскими. Но проблески самоиронии не сильно помогают «Ловушке» – многообещающий концепт «маньяка в западне» не доведен до ума, а Шьямалан упускает возможность проехаться катком вообще по всему: от жанра триллера до комментария к поп-культуре, где концерты условной Тейлор Свифт могут стянуть к трибунам не только поклонников, но и психопатов всех мастей. Сколько бы «Ловушку» ни называли самым хичкоковским фильмом автора, на самом же деле Шьямалану явно далеко до английского классика. Его спортивное увлечение саспенсом часто заканчивается растяжением сюжетных связок, а крышесносящие повороты — отчаянным способом удержать внимание. К сожалению, «Ловушка» не вернула нам старого Шьямалана нулевых, но пока и не создала нового.

Текст: Константин Мышкин
3 комментария
А
Кстати, офигенный. Не надо просто от Шьямалана ждать каких-то судьбоносных прозрений и сложных сюжетных твистов. Он вообще не про это.
Зато выдаёт раз за разом хорошо сделанное зрелище, не тупое, не банальное.
Фильм смотрится реально на одном дыхании. Хартнетт подразжирел, это понятно, но играть не разучился.
Оч.рекомендую к просмотру.
Скрыть 2 ответа
2 ответа
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?