
Тупейший шпионский боевик с минимумом эффектного экшена и с Кевином Костнером в роли бывшего убийцы-социопата
Тупейший шпионский боевик с минимумом эффектного экшена и с Кевином Костнером в роли бывшего убийцы-социопата.
Агент ЦРУ Билл Поуп (Райан Рейнольдс) погибает во время операции в Лондоне, не сообщив начальству, где он спрятал хакера, который взломал защиту системы пуска американских баллистических ракет. Поскольку за компьютерщиком охотится террористический синдикат, ЦРУ во что бы то ни стало должно его найти раньше злодеев. Чтобы получить доступ к памяти Билла, нанятый управлением нейрохирург Фрэнкс (Томми Ли Джонс) проводит экспериментальную операцию. Врач пересаживает воспоминания агента заключенному маньяку Джерико (Кевин Костнер), который из-за перенесенной в детстве черепной травмы никогда не испытывал нормальных человеческих чувств вроде любви или сопереживания. Поначалу эксперимент кажется неудачным, но когда Джерико удается сбежать из заключения, нахлынувшие на него воспоминания заставляют убийцу продолжить дело Поупа.
Что-то не везет в последнее время черепушке Райана Рейнольдса! В супергеройском блокбастере «Дедпул» ее разукрасила мутация, в прошлогоднем триллере «Вне себя» в голову его героя подсадили сознание персонажа Бена Кингсли, а в «Преступнике», наоборот, память героя Рейнольдса оказывается в голове персонажа Кевина Костнера. Вообще-то по нынешней табели о голливудских рангах Рейнольдс должен был быть основным лицом картины, а не приложением к бывшему Робин Гуду. Но «Преступник», очевидно, был снят как ветеранское кино, и потому в нем вместе с Костнером сыграли Томми Ли Джонс, Гэри Олдмен и Хорди Молья, 47-летний испанский «мальчишка» в сравнении с этими зубрами. Понятно, героини фильма куда моложе (в частности, в фильме засветились Галь Гадот и Элис Ив), но это уж как водится.
C жанровой точки зрения завязка «Преступника» достаточно любопытна. Вместо того чтобы отправить по следам террористов очередного бравого спецагента, картина снаряжает для этой цели маньяка-убийцу, который в жизни не думал ни о ком, кроме себя, и которого волнует лишь пропавшая сумка с деньгами, предназначенными для хакера (Билл перед смертью пытался помочь компьютерщику скрыться в обмен на его программу управления ракетами). В своих первых сценах Костнер с удовольствием изображает угрюмого здоровяка-подонка с бешеным темпераментом, ничуть не похожего на обычных стоических персонажей актера, и если бы фильм продолжил в том же духе, то могла бы выйти примечательная антигероическая лента в духе цитаты из «Фауста»: «Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо».
К сожалению, фильм быстро превращает Костнера в добродушного Поупа 2.0, который играет с дочерью Билла в песочке, рассказывает жене агента о том, как трепетно Билл ее любил, и ведет себя как банальнейший защитник Америки. Который при этом слишком стар, чтобы выполнять головокружительные трюки и драться, как Джейсон Борн. Так что во второй половине ленты есть трогательные моменты, но почти нет сцен, способных завести поклонников боевиков.
Взамен крутого экшена «Преступник» предлагает зрителям Вавилонскую башню несусветной глупости вроде того, что ЦРУ ищет хакера, а не пытается залатать лазейку, которой он пользуется. Что мешает попросту отключить систему управления ракет от мировой Сети? Это всяко безопаснее, чем сидеть и ждать, пока компьютерщик нажатием кнопки начнет третью мировую войну. И трудно представить себе менее подходящего для поста резидента ЦРУ человека, чем персонаж Олдмена, который сперва требует, чтобы доктор Фрэнкс нарушил клятву Гиппократа и выполнил не отработанную на людях операцию, а затем взрывается и честит врача «шарлатаном», когда кажется, что процедура не удалась. Разве Фрэнкс обещал, что у него что-то получится? Казалось бы, начальник такого уровня в такой организации должен быть хладнокровным как змей и привычным к провалам миссий, успех которых был маловероятен. А если злодей в исполнении Молья только и делает, что взламывает лондонские городские службы, то почему хакеры ЦРУ не пытаются выйти на его цифровой след, как это обычно бывает в таком кино?
Вообще, управление в «Преступнике» предстает столь некомпетентной и столь не уважающей американские и британские законы структурой, что его надо немедленно разогнать и выдать всем его начальникам «волчьи билеты», дабы они не испортили еще какую-нибудь важную организацию. Но и террористы в фильме хороши. Каким идиотом надо быть, чтобы пытать человека, засунув ему электроды в рот? Даже если боль заставит противника признаться, что он расскажет с обожженным ртом? И, конечно, просто прекрасна героиня Галь Гадот (жена Поупа), которая принимает как дорогого гостя маньяка-убийцу и даже позволяет ему остаться на ночь. Да, в голове у него память Билла, но все же Джерико – не персонаж Рейнольдса, а миссис Поуп должна думать о безопасности маленькой дочери. Кто знает, когда маньяка переклинит? И ведь она не просто игнорирует предупреждения – она знает на собственном опыте, каков Джерико, когда Билл его не контролирует.
Перечисленные выше сюжетные нестыковки не были бы бедой, если бы «Преступник» был иронической трэшевой лентой, наслаждающейся своей абсурдностью. Определенные поползновения в этом направлении фильм действительно делает, но пафосная серьезность, в том числе визуальная, всякий раз берет верх. А всерьез такое кино воспринимать нельзя, и наслаждаться в нем можно лишь нагромождением ляпов.
С 14 апреля в кино.