Чрезмерно сухая даже для обычно скупого на эмоции Рассела Кроу драма поиска нового наполнения пустоты в сердце человеком, утратившим все, что было ему близко. Академично, прямолинейно, предсказуемо и, к сожалению, бездушно
Несколько лет прошло после окончания Первой мировой войны. Одинокий австралийский фермер отправляется в дальнее путешествие на турецкие берега, где в битве у Галлиполи пропали без вести три его сына, сражавшиеся против турок на одном из самых кровавых и смертоносных этапов мировой бойни. В чужой стране, тяжело переживающей поражение, понесшей огромные потери и платящей суровую дань, гость с противоположной стороны планеты обретает новый смысл жизни. Привыкшему к самостоятельности и одиночеству суровому фермеру приходится находить общий язык не только с солдатами-соотечественниками, но и с местными жителями, порой гораздо более близко к сердцу принимающими трагедию отца.
Глядя на карту, можно подумать, что Австралию мировые войны не затронули, а ее жители ничего не знают об обстрелах, бомбардировках и смертях. Действительно, боевые действия никогда не разворачивались на территории Зеленого континента, однако австралийцам регулярно приходилось вместе с представителями других колоний выступать на стороне Британской империи. Контингенты из Австралии воевали и в Первую мировую, и во Вторую и несли потери не меньшие в процентном отношении, чем любые другие войска. Возможно, военная тематика – не самое насущное направление в австралийском кино, но как минимум отнимать право на фильмы о солдатах и их близких у наших «антиподов» никак нельзя.
«Искатель воды» интересен в первую очередь именно этим достаточно независимым взглядом на события Первой мировой войны. Мы привыкли, что в своих картинах о той почти забытой кровавой жатве рассказывают европейцы, с «Батальоном» к Германии, Англии и Франции присоединилась и Россия. Теперь вот есть и австралийский взгляд. Представителям Зеленого континента тогда довелось попасть в самую жестокую мясорубку и потерять десятки тысяч своих соотечественников на турецкой земле. Именно туда, на берега Дарданелл, и отправляется главный герой ленты, отец, не удержавший троих сыновей на домашней ферме и считающий своих детей погибшими.
Второе, что привлекает в картине, – это имя режиссера. «Искатель воды» – дебютная постановка для знаменитого актера Рассела Кроу, достаточно амбициозная, чтобы широкий зритель обратил на нее внимание, но в меру аккуратная, не призывающая к полемике или разночтению. Эта аккуратность, впрочем, не идет картине на пользу. Лента получилась академичной, сухой, скупой на большие эмоции. Все ее шаги выверены циркулем и линейкой, каждая минута точно просчитана, каждая сцена жестко регламентирована. Понятна осторожность режиссера-дебютанта, но, кажется, в своей предусмотрительности Кроу переборщил. «Искателю» отчаянно не хватает воздуха – герои ни разу не вздыхают полной грудью, а лишь, обреченно опустив плечи, плетутся из точки «завязка» в точку «финал».
Возможно, фильм играл бы иными красками, не возьмись Кроу сам играть главную роль. Все-таки работа это непростая – одновременно быть и «ведущим», и «ведомым» на площадке. Даже такому матерому артисту, как Рассел, может не хватить внутренней энергетики тащить два обоза на себе одном. Именно герой Кроу задает тон всему фильму, меланхоличный, насупленный и тяжелый, немногословный, жадный до чувств Коннор медлителен и неповоротлив, а вместе с ним как в воду опущенные в кадре ходят и говорят все остальные. Не особенно убедительна в роли турчанки далекая от восточной внешности Ольга Куриленко. С не слишком сложным набором прописанных эмоций актриса справляется, но не более того. Не превышает положенного и Джем Йылмаз, турецкий актер, играющий одного из бывших военачальников – предсказуемый, незамысловатый образ, работающий исключительно в заданных жанром и потертыми клише рамках. Остальным актерам играть и вовсе нечего – изображай скорбь и печаль да утирайся от пота.
Скуку и зевоту навевают еще и пафосные речи героев. «Это единственный отец, который приехал за сыновьями», «Нельзя говорить ребенку о гибели его отца», «Вы напали на одного толпой, как шакалы» – повторяющиеся книжные фразы никак не добавляют сюжету граней, он так и остается плоским, неизобретательным и рассчитанным лишь на актерское старание. А старание отсутствует. Проникнуться атмосферой ужаса войны при желании, конечно, можно, но лишь тем самым австралийцам, в истории страны которых не было Сталинграда, Севастополя, Курской дуги и блокады Ленинграда. Российского зрителя, с детства воспитываемого «Отцом солдата», опечаленным Расселом Кроу не смутишь – не та глубина и не тот накал душевных страстей.