В канун Хэллоуина мы подготовили топ из ужастиков 90-х
Месяц назад мы опубликовали статью о заметных хоррорах 80-х годов, которые во всяких топах «лучших из лучших» обычно заслоняются более раскрученными и, что уж тут душой кривить, талантливыми образцами жанра – но при этом заслуживают внимания поклонников подобных фильмов. В канун Хэллоуина мы подготовили сиквел – вторую часть этого списка, но на этот раз мы включили в него ужастики 90-х. Напоминаем, что мы старались откидывать наиболее известные жанровые фильмы десятилетия, чтобы вспомнить картины, оставшиеся в их тени, и расположили их по году выхода.
Голливудский олимп – место довольно опасное, с него того и гляди можно навернуться так, что потом костей не соберешь. Так, некогда очень уважаемый Уильям Фридкин, постановщик «Изгоняющего дьявола» и «Французского связного», в 80-х совершил ряд ошибок, которые потихоньку привели к «ссылке» на ТВ и постановке низкобюджетного ужастика «Опекун» (один из самых уважаемых западных критиков, Роджер Эберт, включил его когда-то в свой список «самых ненавистных фильмов»). Который тем не менее вполне достоин просмотра, хотя бы из-за необычного сюжета – главным монстром здесь выведена древесная нимфа, которая принимает облик человека и устраивается няней в семью молодых родителей. Интересно, что изначально ленту должен был ставить Сэм Рейми, но он сбежал в «Человека тьмы».
В народе как-то принято считать «каноническими» зомби-ужастиками творения Джорджа Ромеро, и ремейк самого первого его зомби-фильма, «Ночь живых мертвецов» (1968), часто забывают, хотя это один из редких примеров картин, которые практически не уступают оригиналу, а в каких-то вещах его даже превосходят. Снявший фильм Том Савини лучше известен как мастер по гриму (в этом качестве, кстати, он работал и с Ромеро), и «Ночь» – его режиссерский дебют. Заручившись поддержкой самого Ромеро, который выступил продюсером, Савини довольно умело объединил в фильме мотивы оригинального фильма и «Рассвета мертвецов». А еще сделал упор на брутальность и графичное насилие – в итоге картину удалось протащить мимо цензоров только в порезанном виде, а первые отзывы на фильм были довольно негативные, но со временем пресса к фильму «потеплела».
Каждый фильм надо смотреть в свое время, и это правило сполна относится к «Ветру демонов» – довольно нелепому, но отчасти именно этим и подкупающему клону «Ночи демонов», о которой мы писали в статье о хоррорах 80-х. Как водится, в центре событий группа случайных молодых людей, которых заносит в странный дом, после чего тот немедленно окутывает зловещим туманом, внутри которого водятся демоны. Те, кто впервые посмотрели этот фильм в середине 90-х и еще подростками, наверняка запомнили его как жуткий и кошмарный хоррор, но если вам ценны эти воспоминания, пересматривать его уже в зрелом возрасте опасно.
В своем роде предвестник знаменитого «Крика» – слэшер, главные герои которого – студенты-киношники (отсюда масса киношных цитат), организовывающие ночной фестиваль древних ужастиков в старом кинотеатре. По ходу дела их начинает убивать неизвестный маньяк, который, кажется, как-то связан с одной из девушек в компании. Джилл Шолен, играющая главную роль, попала в картину через три недели после начала съемок (ее предшественницу Эйприл О’Нил уволили), да и доделывал фильм не тот режиссер, который его начинал, так что можно себе представить, что творилось на съемках. В прокате фильм в конечном итоге провалился (он стартовал с восьмой строчки бокс-офиса, несмотря на солидное количество экранов и отсутствие сильных новинок на неделе), но тем, кто любит непритязательные слэшеры, кино вполне может понравиться.
Полнометражный режиссерский дебют Марка Пеплоу – сценариста «Профессия репортер» Микеланджело Антониони и «Последнего императора» Бернардо Бертолуччи – попросту не мог оказаться «просто ужастиком», и это действительно не совсем хоррор. Это скорее страшная, местами прямо-таки жуткая фантасмагория, сюжет которой подается глазами мальчика, одержимого слепотой и смертью. Его мрачные фантазии уводят его все глубже в пучину тьмы, где уже трудно разобраться, правда ли он видит маньяка, охотящегося на женщин, или же это плоды его больного рассудка. В картине масса хороших европейских актеров (Фанни Ардан, Пол МакГэнн, Джеймс Фокс, Дэвид Тьюлис) и густая атмосфера липкого, вязкого ночного кошмара.
Подзабытый, но симпатичный ужастик, о котором все можно понять из названия – группа героев оказывается в лесу, где на них нападает армия мутировавших кровососущих клещей. Поставивший картину Тони Рэндел также отметился в жанре ужасов второй частью «Восставшего из ада» и шестым фильмом цикла «Ужас Амитивилля» (обе ленты, кстати, неплохие), и «Клещи» тоже получились вполне смотрибельными, кровавыми и увлекательными – несмотря на нелепость угрозы и общую трэшевость постановки. Кстати, одну из главных ролей здесь сыграл 18-летний Сет Грин – будущий сын доктора Зло из «Остин Пауэрса», сейчас лучше известный как мастер озвучки.
Звездный час актера Ларри Дрэйка наступил на рубеже нулевых, когда на волне съемок в сериале «Закон Лос-Анджелеса» (за роль в нем Дрэйк, к слову, получил два «Эмми» в 1988 и 1989 годах) он сыграл яркого, запоминающегося злодея в культовом «Человеке тьмы» Сэма Рейми. После чего получил заглавную роль в хорроре «Хихикающий доктор» – одновременно смешной и страшной истории о чокнутом сыне хирурга-убийцы, который сбегает из психушки, чтобы отомстить жителям городка, где когда-то был забит до смерти его отец. Фильм очень слабо прошел в прокате и не удостоился добрых слов от критиков (что серьезно ударило по карьере его режиссера Мэнни Кото), однако со временем, уже после выхода на видео, приобрел культовый статус за свой черный юмор, буйную энергетику и, конечно же, шикарного Дрейка.
Обычно считается, что в длинных циклах внимания заслуживают только начальные части, и, видимо, поэтому «каноническими» в сериале «Возвращение живых мертвецов» считаются только два первых фильма – благо что в них еще и частично пересекаются актеры. Третья картина и правда мало похожа на предшественников, но это не значит, что от нее можно отмахнуться – это мрачная и неожиданно романтичная история о девушке (Минди Кларк), которая разбивается на мотоцикле своего возлюбленного, но затем ошалевший от горя парень возвращает ее к жизни в виде зомби. В отличие от «обычных» киношных ходячих мертвецов, героиня фильма вполне понимает, что с ней происходит, но не может бороться со своей тягой к плоти, попутно начиная зомби-эпидемию. Кадр с Кларк, истыканной лезвиями и гвоздями (так она пытается совладать с «голодом»), стал в каком-то смысле иконическим, да и вообще грим здесь для своего времени очень убедительный.
Памятных фильмов о собаках-убийцах было снято не так уж и много – навскидку вспоминается разве что только «Куджо» по Стивену Кингу. Но через десять лет после этой картины был создан еще один неплохой хоррор о кровожадном псе – «Лучший друг человека». Титульный «друг» – крупный ротвейлер по кличке Макс, которого «умыкает» из лаборатории, где над ним ставили генные эксперименты, репортерша по имени Лори Таннер (Элли Шиди). Лори не видит в нем угрозы, но по следам Макса идет доктор (Лэнс Хенриксен), который знает, что этот пес вот-вот выйдет из-под контроля. Не просто тупой ужастик, фильм то пытается затронуть более серьезные темы, то уходит в сторону черной комедии и сатиры, и пусть результат получается не очень ровный, это не помешало картине кое-как окупить свой 6-миллионный бюджет.
В первой половине 90-х каждый фильм о компьютерах и виртуальной реальности благодаря успеху «Газонокосильщика» (1992) встречали с распростертыми объятьями, не стало исключением и «Сканирование мозга». Фильм рассказывает о «живой» видеоигре, которая сплавляет виртуальный и реальный мир. Главный герой картины (его играет Эдвард Ферлонг, еще «горячий» благодаря «Терминатору 2», но все еще не умеющий играть) считает, что творит непотребности внутри игры, до каких-то пор не понимая, что все это происходит по-настоящему. Вроде бы все хорошо, но, чтобы не оставлять главного героя наедине с экраном монитора, в фильм введено некое «воплощение» игры (долговязый чудик, который то и дело отмачивает «черные» шутки), и это слегка «отупляет» потенциально любопытную идею.
Уже на закате жизни сериала «Байки из склепа», продержавшегося в телеэфире, между прочим, семь сезонов, его создатели (среди которых такие уважаемые личности, как Роберт Земекис, Уолтер Хилл, Джоэл Силвер и Ричард Доннер) попробовали перенести популярный брэнд в полный метр, спродюсировав под ним ужастик «Рыцарь – демон ночи». Фильм получился крайне занятным хотя бы из-за личности своего главного злодея – лысый Билли Зэйн с непередаваемым шиком отыграл коварного посланца тьмы. Можно похвалить его и за прочий актерский состав, состоящий из Джады Пинкетт, Томаса Хэйдена Черча, Уильяма Сэдлера и Дика Миллера, и за хороший грим, но ожидаемым кассовым хитом фильм не стал. Хотя и нашел своих поклонников на видео.
Если сравнить достижения Стивена Кинга и Клайва Баркера на литературном поприще, выбор будет однозначным, но в кино последний все-таки добился много большего – в отличие от Кинга, который сел в лужу с «Максимальным ускорением» (1986) и больше за режиссуру не брался, Баркер самостоятельно поставил культовых «Восставшего из ада» (1987) и «Ночное племя» (1990). А еще в 1995 году он снял менее известный хоррор «Властелин иллюзий», в котором тем не менее тоже есть на что посмотреть. Это немного «водянистый», но любопытный ужастик с «нуарной» атмосферой, в центре которого сражение частного детектива и иллюзиониста с демоническим культом, лидера которого пытаются вернуть из мертвых его последователи.
У Джона Карпентера в 90-х принято любить всего два фильма – «В пасти безумия» и «Вампиров», некоторые эстеты еще ценят «Побег из Лос-Анджелеса». Тем не менее не стоит обходить вниманием и менее известную его картину, «Деревню проклятых» – ремейк одноименного фильма 1960 года (или, если угодно, повторную экранизацию книги Джона Уиндэма «Кукушки Мидвича»). Это вариация на тему «Детей кукурузы», действие которой происходит в небольшом городке, где подрастает армия инопланетян в облике детей. Противостоят им Кристофер «Супермен» Рив (это последний фильм, в котором Рив успел сняться до того, как упал с лошади и оказался парализованным) и комедийная актриса Кирсти Элли, лучше известная по трилогии «Уж кто бы говорил». До шедевра фильму далеко (его даже номинировали на «Золотую малину» как худший ремейк или сиквел), но смотрится лента легко, во многом благодаря «фирменной» карпентеровской атмосфере.
Эрик Ред вписал свое имя в анналы Голливуда благодаря сценариям «Попутчика» и «Почти полной тьмы», а вот его режиссерские работы куда менее известны. Данный фильм – экранизация романа Уэйна Смита «Тор», примечательная тем, что сюжет в ней разворачивается от лица… собаки. Как это реализовать в фильме, Ред не придумал и оригинальничать не стал, но даже без этих деталей кино у него получилось вполне симпатичное. Главный герой «Дурной луны» – фотожурналист Тед (Майкл Паре), который во время поездки в Непал подвергается нападению оборотня. Девушка Теда это нападение не переживает, а он сам теперь постепенно превращается в зверя, что может поставить под угрозу жизни его сестры (Мэриел Хэмингуэй) и племянника.
Подзабытая, но вполне достойная экранизация одноименной повести Стивена Кинга, рассказывающая о циничном юристе (Роберт Берк), который переходит дорогу цыганам, а те в отместку проклинают его – теперь полный мужчина медленно, но неотвратимо худеет, и если он не найдет способ снять проклятье, то рано или поздно превратится в иссохшую мумию. Продюсер Дино Де Лаурентис хотел экранизировать книгу еще в середине 80-х и пытался заполучить в режиссеры фильма Сэма Рейми, но тот был занят своими «Зловещими мертвецами 2». Впрочем, и Том Холланд, создатель оригинальной «Ночи страха» и самого первого фильма о Чаки («Детская игра»), справился вполне уверенно.
Первым фильмом Гильермо Дель Торо был «Кронос» (1993) – изящный вампирский хоррор, в котором можно увидеть отголоски многих тем, которые станут главенствующими в его дальнейшем творчестве. Но в нашу подборку мы решили включить не таких уважаемых «Мутантов» – более «попсовую» страшилку о гигантских тараканах, заполонивших канализацию и планирующих экспансию в мир снаружи. В картине снялись Мира Сорвино, Джереми Нортэм и Джош Бролин, так что по части актерской игры в ней все прекрасно (пусть Сорвино и Нортэм, если верить слухам, за кадром терпеть друг друга не могли), а Гильермо Дель Торо обеспечил фильму свою узнаваемую атмосферу и стиль. Сам Дель Торо, впрочем, от ленты отказался, указав, что Роберт Вайнштейн, продюсировавший «Мутантов», постоянно лез с требованиями и советами. Впоследствии к «Мутантам» было снято два сиквела, но уже без Дель Торо – и заметно уступающих оригиналу.
«Будь осторожен в своих желаниях!» – тэглайн этого хоррора подходит ему как нельзя лучше. Главный герой фильма – коварный джинн в исполнении Эндрю Дивоффа, который дарит тем, кто его освободил из плена, три желания, но только каждое из них оборачивается катастрофами и трагедией, а когда все три будут загаданы, род джиннов сможет вторгнуться в наш мир и поработить его. Фильм примечателен и своим причудливым гримом (это редкая режиссерская работа Роберта Курцмана, одного из главных специалистов по гриму нашего времени), и массой звезд жанра в небольших ролях (Роберт Энглунд, Тони Тодд, Кейн Ходдер, Энгус Скримм) – и хотя критики его невзлюбили, свой 6-миллионный бюджет «Исполнитель желаний» без проблем окупил и породил еще три сиквела.
Перекликающееся по сюжету с «Факультетом» Роберта Родригеса (вышедшим в том же году) и «Степфордскими женами», «Непристойное поведение» прошло в прокате без особого успеха – возвращать вложенные в фильм 15 миллионов пришлось уже за счет продаж на видео. Тем не менее в памяти ценителей нестандартного молодежного кино картина осела. Она рассказывает о группе «трудных» подростков, которые подозревают, что в стенах их школы происходит нечто зловещее, – и оказываются правы, когда выясняется, что студентов «перепрограммируют», лишая их «дурных» наклонностей, а заодно и свободы воли. Джеймс Марсден и Кэти Холмс, сыгравшие тут главные роли, впоследствии выбились в звезды, а их компаньону Нику Сталу вскоре выпала честь сыграть самого Джона Коннора в «Терминаторе 3».
Хулиганский комедийный ужастик, который легко вписывается в категорию «так плохо, что уже хорошо». Девон Сава, который через год прославится в «Пункте назначения», играет паренька по имени Антон, в чью руку вселяется кровожадный демон, убивающий всех вокруг. «Под раздачу» попадают родители Антона, а также его лучшие друзья (Сет Грин и Элден Хэнсон), которые тем не менее возвращаются в наш мир в виде зомби, чтобы присматривать за приятелем. Также в фильме есть Джессика Альба, такая юная, что ее так и хочется потрепать за щечки, и убойные дозы «наркоманского» и черного юмора, превращающие «Руку-убийцу» в отличный вариант для просмотра в слегка подогретой веселой компании.
Ко многим фильмам в этом списке невозможно было подходить без скидок – на возраст, на бюджет, на жанр. «Людоед» в этих скидках не нуждается, это мощное, напряженное и местами неожиданно остроумное кино, которое переносит нас на удаленный американский форпост в середине XIX века. Солдаты находят странного человека, который рассказывает им историю о своем взводе, лидер которого стал каннибалом, чтобы выжить. История уже жуткая, но правда оказывается намного страшнее. Главные роли в картине исполнили Гай Пирс и Роберт Карлайл, но это не спасло «Людоеда» от оглушительного провала в прокате. Постановщица фильма Антония Берд с тех пор ни разу не работала для больших экранов (хотя вообще изначально это был не ее проект – она заменила первого режиссера Милчо Манчевски через три недели после начала съемок), а год назад, в конце октября, скончалась.