10 декабря 2001 года в мировой прокат вышел фильм «Властелин колец: Братство кольца», первый из трех фэнтези-шедевров Питера Джексона. В честь памятной даты вспоминаем, почему «Братство кольца» даже спустя два десятилетия выглядит лучше большинства (если не всех) блокбастеров.
«Властелин колец» появился не из-за студийного расчета, а благодаря авторской настойчивости
Сегодня мы привыкли, что большие проекты вроде «Властелина колец» — это скорее студийные продукты. Они могут быть удачными и неудачными, но почти всегда идеи таких фильмов сначала зарождаются у продюсеров, и только потом для них ищут режиссеров и сценаристов. С «Властелином колец» было все наоборот: Питер Джексон и его жена-сосценаристка Фрэн Уолш обивали пороги студий и пытались доказать, что снять фильм по роману Толкиена — хорошая идея. В основном их не слушали.
Идея родилась еще в 1995 году: Джексон и Уолш хотели сделать «трилогию наподобие “Властелина колец”», чтобы заодно дать работу своей студии визуальных эффектов WETA. Пара пыталась придумать, о чем же будет история, и быстро поняла: что бы они ни изобретали, это все равно получается «Властелин колец». Проще взять и экранизировать самого Толкиена, а не делать что-то похожее на него.
Так как у Джексона был подписан контракт с Miramax, он сначала предложил фильм продюсерам Харви и Бобу Вайнштейнам. Те согласились, вот только были готовы дать режиссеру лишь 75 миллионов на весь проект, а еще заставляли переделать всего «Властелина колец» в один фильм (сам Джексон изначально планировал уместить действие в два). В такой версии Гондор и Рохан, скорее всего, объединились бы в одно государство, Арвен и Эовин превратились бы в одного персонажа, а кого-то из хоббитов пришлось бы убрать. Джексон и Уолш несколько лет переписывали сценарии и убеждали студийных боссов дать им рассказать полноценную историю, а не ее огрызок. Дошло до того, что Харви Вайнштейн угрожал режиссеру, что возьмет Квентина Тарантино вместо него, если Питер не согласится сократить «Властелина колец» до одной полнометражной картины.
Но Джексон не сдался. В ответ режиссер запретил Вайнштейну пользоваться любыми своими наработками в экранизации «Властелина колец», что сильно бы увеличило стоимость проекта, ведь Питер и команда к тому моменту уже несколько лет работали над историей и дизайном мира Средиземья. Кончилось все тем, что Джексон снял 35-минутное видео о создании «Властелина колец» и начал рассылать его вместе со сценарием в разные студии. Большинство предложение режиссера отклонили. Зато глава New Line Cinema Роберт Шей согласился встретиться с постановщиком.
Но и его уговорить было непросто. В сказку о Средиземье не верили еще и из-за самого Джексона — режиссера малобюджетных хоррор-комедий, который никогда не имел дела с настолько большими проектами. Тот же Роберт Шей даже открыто заявил, что ему не нравятся «Страшилы» и он сомневается, что хочет работать с Питером. Но Джексон был настойчив, упрям и очень убедителен. В итоге Шей согласился выпускать картину под крылом New Line Cinema, и именно он предложил в итоге сделать даже не два, а три фильма.
Можно понять, почему в «Братстве кольца» и «Властелине колец» в целом ощущается такая огромная любовь автора к материалу. Это действительно выстраданные фильмы, на которые Джексон, Уолш и вся команда убили много лет жизни.
«Братство кольца» — идеальная экранизация
При всей любви к «Властелину колец» Питер Джексон понимал, что нельзя просто взять и перенести дословно книгу на экран — слишком уж разная специфика языка литературы и кино. Поэтому в «Братстве кольца», да и в следующих частях тоже автор нещадно убирал сцены, перемешивал их и менял местами. Все, чтобы подогнать эпический роман под структуру киноблокбастера.
Многие изменения толкиенисты не оценили — скажем, тот факт, что Джексон напрочь убрал персонажа Тома Бомбадила, богоподобную таинственную сущность, которую Братство кольца встречает по пути. Да и вообще полезно помнить, что это сейчас «Властелин колец» считается общепризнанным шедевром. А в начале нулевых фанаты книг, как это обычно и бывает, ругали адаптацию почем зря. Мол, Джексон не понимает сути Толкиена, все поменял, забыл о том, выкинул это, да и вообще книга лучше!
Может, оно и так. Зато у Джексона получилось кино, которое работает именно как кино. «Братство кольца» — лишь первый акт большой истории. Но при этом фильм, в отличие от, скажем, «Дюны» Дени Вильнева, ощущается законченным. У картины есть четкая завязка, кульминация и развязка, за три часа «Братство» успевает рассказать трагедию Боромира, отправить героев в самый ад Мории и обратно, собрать героев вместе и разъединить в финале. При том что повествование вообще никуда не спешит, на экране происходит удивительно много всего. И это ведь только начало.
В «Братстве кольца» все еще самое живое Средиземье
Наверняка многие зрители удивлялись, почему куда более современный «Хоббит» порой выглядит хуже «Властелина колец». Да что там, значительная часть блокбастеров последних лет визуально не так впечатляют, как фэнтези 20-летней давности. Почему так вышло — вопрос несложный. Просто Питер Джексон и команда скрупулезно строили мир Средиземья, буквально своими руками.
Многие локации во «Властелине колец» были построены в виде миниатюр. А точнее, как их называли люди на съемочной площадке, «бигатур» (от английского big — большой). Потому что сложно применить приставку «мини-» к чему-то в пару метров высотой. Например, башню Сарумана построили почти что в человеческий рост. Минас-Тирит — еще выше.
В дело шли не только миниатюры. Чтобы построить Шир, создатели выкупили ферму в Новой Зеландии и заранее, за год, начали высаживать там растения, чтобы к моменту съемок локация выглядела ровно так, как нужно. Скрупулезность сполна окупилась: из экранного Шира действительно не хочется уходить и героям, и зрителям. Мы отлично понимаем, что стоит на кону: ведь этот потрясающий рукотворный мир вот-вот может уничтожить вселенское Зло.
«Братство кольца» — еще и потрясающая демонстрация того, что кино часто подобно хорошему магическому трюку. На рубеже веков Джексон не мог позволить себе нарисовать все эффекты на компьютере. И приходилось вечно изобретать что-то эдакое: использовать форсированную перспективу, чтобы в одном кадре сосуществовали хоббит и высокий маг; незаметно переходить между декорациями и миниатюрами, куклами и компьютерной графикой. Каждая маленькая сцена «Властелина колец» — результат потрясающей креативной работы сотни человек, у которых не было готовых инструментов, и им приходилось создавать Средиземье практически с нуля.
«Братство кольца» — технологический шедевр
Впрочем, при всем обилии практических эффектов в «Братстве кольца» достаточно и сцен с CGI. Некоторые элементы графики сейчас выглядят не так хорошо — например, бегущие на общих планах герои в Мории очевидно смоделированы на компьютере. Но в целом CGI во «Властелине колец» состарился удивительно неплохо для фильма двадцатилетней давности.
Сейчас VFX-студии часто заставляют работать в сжатые сроки, а какие-нибудь Marvel еще и доводят работников бесконечными правками в последний момент. Отсюда и визуальные недочеты, и ощущение «халтуры»: профессионалам просто не дают ни времени, ни возможностей сделать все на необходимом уровне. На съемках «Властелина колец» такой проблемы не было. Питер Джексон, будучи выходцем из низкобюджетного эксплуатационного кино, хорошо понимал, сколько времени и сил нужно отдать на создание даже простейшего визуального эффекта. И поэтому дал компании WETA время не просто работать, а еще и создать новые технологии VFX, которых раньше ни у кого не было. «Властелин колец» навсегда изменил компьютерную графику в кино.
Например, специалисты WETA первыми научились создавать реалистичную кольчугу — что можно счесть мелочью, но это очень сильно упростило работу и над «Властелином колец», и над многими историческими и фэнтези-фильмами в будущем. Также компания изобрела системы компьютерного контроля камерой, которые помогали «склеивать» вместе сцены с миниатюрами и настоящими людьми. Из других достижений WETA — цифровая «массовка» и просто невероятно реалистичный для своих лет CGI-персонаж в лице Голлума. Это, правда, все будет заметнее не в «Братстве кольца», а в следующих частях трилогии.
«Братство кольца» — продукт любви сотни человек
«Властелина колец» начали снимать в октябре 1999 года, а закончили только в декабре 2000-го. Больше года команда делала трилогию (все три фильма создавались одновременно), еще не зная, что саге суждено стать великой, заслужить признание зрителей и получить с десяток «Оскаров». За это время кинематографисты стали настоящей семьей — на «Ютубе» легко найти ролики с, например, последним днем Элайджи Вуда на площадке. Бесконечные объятия, добрые слова и искренние слезы людей, которые осознанно отдали почти два года жизни на алтарь искусства.
«Властелин колец» делали люди, влюбленные в проект, — от дизайнеров и художников по костюмам до режиссера и актеров. И эта любовь, разумеется, чувствуется даже сквозь холодный экран монитора или кинотеатра. Не стоит удивляться, что и поклонники фильмов так же эмоционально относятся ко всему, что с ними связано. До сих пор помнят наизусть диалоги, оккупируют актеров на разных конвенциях, делают мемы, картины, рассказы, любительские короткометражки и занимаются другим фанатским творчеством.
«Братство кольца» — не просто фильм. Скорее невероятный, почти беспрецедентный итог стараний тысяч талантливых людей, объединенных общей страстью и общей идеей: воссоздать на экране колоритный мир толкиеновского Средиземья. То, что этот фильм при всей сложности создания вообще смог родиться на свет, — огромное чудо. То, что они при этом вышел удачным — после стольких переделок, в руках не самого опытного, но пылкого режиссера, с масштабами, где любая ошибка может привести к катастрофе, — это и вовсе настоящая магия. Магия кино, пожалуй.