
Эстетское и печальное продолжение главного сериала Apple TV+.
Внимание! В тексте возможны спойлеры!
Дом-работа, работа-дом — в этом чётком балансе мировое общество существует не одно столетие. Но что если это ещё и полноправные тюрьма, рай и ад, из которых выход искать бесполезно? Спустя три долгих года отпуска на Apple TV+ стал полностью доступен новый сезон «Разделения». Многоликое, безупречно снятое и спроектированное, не теряющее интриги шоу продолжает изучать двойственность людей, их протест, покорность, горевание и другие процессы, на которые они зачастую сами себя обрекают.
Марк Скаут (Адам Скотт) потерял жену Джемму (Дичен Лакмен) в автокатастрофе. Чтобы справиться с горем, герой устраивается на работу в Lumon — загадочную корпорацию с множеством подразделений, неясными целями и задачами, околорелигиозными ритуалами. Офисную версию Марка и его коллег называют «инни» (in), за пределами Lumon — «аути» (out). Постепенно Марк вместе с другими работниками начинает подозревать Lumon в рабских условиях труда, что приводит к краткому разоблачению компании в конце первого сезона. Вместо качественного улучшения манипуляторские тактики по отношению к сотрудникам только возрастают. Марку также не даёт покоя и мысль о супруге: оказывается, Джемма всё это время была жива и также работала в Lumon, куда её насильно отправили по неизвестным причинам. Марк решает запустить процесс «реинтеграции» — объединить сознание своих инни и аути, чтобы узнать всю правду.
В отличие от своего предшественника, второй сезон отличается самобытностью по нескольким причинам. Здесь стали более ощутимы масштаб и бюджет, а также заметно увеличилось количество крови, пота и слёз, потраченных на создание и закулисные перипетии. Помех было много — от голливудских забастовок до конфликтов среди сценаристов (Дэн Эриксон и Марк Фридман не поладили, и для достижения гармонии был приглашен консультировать создатель «Карточного домика» Бо Уиллимона). На финальном результате ничто из перечисленного, похоже, не сказалось — всё пошло только на пользу. От бесконечных белых коридоров Lumon до всё более частых выходов на свежий воздух — у «Разделения» заметно прибавилось пространства, в том числе и идейного. Если первый сезон осторожно прощупывал территорию корпоративного триллера, то второй разместил в каждом из десяти эпизодов целую мифологию, насыщенную отсылками и философскими размышлениями. Один из главных вдохновителей проекта, Бен Стиллер, снял пять серий — и каждая из них стала отправной точкой в более глубоком понимании героев.
Так, например, аудитория наконец-то узнала степень беспринципности Хелены Иган (Бритт Лауэр) и отзывчивость её инни Хелли. Наследница империи Lumon настолько ненавидит себя и презирает людей вокруг, что половину сезона выдаёт себя за офисную версию, входит в доверие к Марку и его коллегам из отдела обработки макроданных, рушит все основные принципы дружбы и поддержки. Тем временем деспотичная мисс Кобел (Патриша Аркетт) вызывает сочувствие историей своего детства, полного пронизывающего мрака и одиночества. Мятежный художник Ирвинг (Джон Туртурро) и его симпатия к Бёрту (Кристофер Уокен) проходят серьёзную проверку на прочность из-за большого количества скелетов в шкафу у обоих. Дилан (Зак Черри) заново открывает для себя любовь к своей жене Гретчен (Мерритт Уивер) во время совместных сессий (своего рода семейная терапия от Lumon). Дежурный администратор Милчик (Трамелл Тиллман) вступает в новую должность, а вместе с ней начинает замечать расистские тенденции в свой адрес со стороны руководства Lumon (неслучайными окажутся параллели с оскароносным фильмом «Прочь»).
Главенствующей темой в сериале остаётся проживание утраты. Марк несколько лет создавал иллюзию контроля над собственным разумом, исправно работал на Lumon, собирал файлы под разными кодовыми названиями (Cold Harbor — финальный, самый главный), с головой погружался в самобичевание, укоряя себя за смерть жены. Когда факт жизни Джеммы становится очевидным, Марк мобилизует все силы на её спасение и разрушение Lumon как главенствующего зла в их жизни. Вот только офисный Марк совсем не готов терять эту рабочую реальность. Возникает мотив двойничества, конфликт с внутренним эго обостряется.
Вопросов и ожиданий от третьего сезона всё ещё много, как и вариантов развития событий. Уже сейчас можно смело утверждать: «Разделение» — образец виртуозного телевидения, не только из-за обсессивного гадания на кофейной гуще, но и за счет удачно подобранных психологических дилемм. Финальный эпизод открывает множество дверей и возможностей, а последний кадр с бегущими по коридорам корпорации Марком и Хелли напомнит о «Выпускнике» с Дастином Хоффманом: счастье вроде бы свершилось, герои выбрали друг друга, но осознание ужаса их положения очевидно. И куда мы теперь?