
Небезупречная, но пронизывающая своей искренностью и детской непосредственностью классическая европейская сказка без примесей, характерных для нашего постмодернистского века. Семья будет довольна!
Небезупречная, но пронизывающая своей искренностью и детской непосредственностью классическая европейская сказка без примесей, характерных для нашего постмодернистского века. Семья будет довольна!
Попавший в немилость к судьбе купец растерял все свое богатство и вынужден вместе с семьей перебраться из Парижа в отдаленную деревушку. Там в окрестностях нового дома мужчина натыкается на заброшенный замок, заполненный богатствами. Однако охраняет золото и самоцветы ужасное чудовище, которое требует платы за визит в свои владения. Обманув любимого отца, в лапы монстра отправляется младшая дочь купца Белль, но вместо ожидаемой скорой смерти девушку ожидает страшная тайна, коварное волшебство и необычайной силы Любовь…
По всему миру зрители, которые хотя бы поверхностно следят за новинками кино, уже выработали отношение к тому, что время от времени продюсеры и режиссеры достают из пыльных сундуков давно отыгранные сюжеты и пытаются вдохнуть в них новую жизнь. Это лишь на первый взгляд старая сказка о Красавице и Чудовище осталась где-то в сороковых, если говорить о фильме Жана Кокто, или в девяностых, если вспоминать об одном из лучших мультфильмов студии Disney. На самом деле колоритная легенда эксплуатируется в хвост и в гриву, с той лишь оговоркой, что на нее навешаны постмодернистские погремушки – достаточно упомянуть лишь сериал «Красавица и Чудовище» или полнометражную мелодраму «Страшно красив». Фильм Кристофа Ганса на этом фоне выглядит франтом из другого времени. Это классическая сказка без вычурных неожиданных финалов, без переосмысления героев, без «роялей в кустах» и «богов из машины». И это, как ни странно, играет фильму на пользу.
То, что Кристоф Ганс поставил сказку в ее классическом виде, даже несколько настораживает, до последнего кадра зритель ждет подвоха. Но нет, «Красавица и Чудовище» действительно отличается от старинной сказки только небольшими деталями – причиной превращения принца в монстра, расширенными образами семьи Белль и мотивами бандитов, отправившихся на поиски Зверя. Таким образом, режиссер привлекает на свою сторону консервативно настроенных зрителей, которые непременно останутся довольны тем, что им не придется объяснять своим чадам, почему привычные герои творят несвойственные им вещи.
Выбрав стилем своего повествования привычную манеру старых сказок, немного пугающую, поучительную, но не занудную, полную волшебства и тайн, Ганс очертя голову бросился строить свою вселенную, волшебно неземную и одновременно притягательно реальную. И это ему в самой полной мере удалось, по крайней мере красоты замка Чудовища немногим уступают декорациям и графике, например, «Джека – повелителя великанов» Брайана Сингера, при том, что бюджеты двух картин просто несоизмеримы. С атмосферой режиссер работает безукоризненно, мы ведь прекрасно помним, как Ганс умеет пугать и как может завлекать в свою ловушку живописными кадрами и захватывающими дух планами.
Однако если пейзажи отданы на откуп программистам и компьютерным гениям, то главные герои обязаны оставаться людьми, как бы двояко это ни звучало. Ганс призвал под свои знамена две самые яркие звезды французского кино на сегодняшний день и абсолютно не прогадал: Леа Сейду в пышных бальных платьях и корсетах олицетворяет всех принцесс мира, а Венсаном Касселем можно любоваться бесконечно, даже в облике монстра его голубые глаза узнаваемы, а жесты привычны. Сказочное Средневековье в картине действительно оживляется силами ведущей пары и актеров второго ряда.
Единственное, в чем картина может вызвать у зрителя неприятие, скомканное и не совсем очевидное появление и развитие чувств между главными героями. Если в знаменитом анимационном фильме было понятно даже ребенку, почему Чудовище «положило глаз» на Белль и почему девушка ответила взаимностью, то в фильме Ганса это перерождение совершенно проигнорировано или показано не слишком удачно. Впрочем, при желании объяснить это можно достаточно просто: это любовь, а любовь часто возникает ниоткуда и связывает порой самые неожиданные пары.
Есть в картине и другие незначительные недочеты и досадные перекосы, вроде не слишком понятных действий шайки бандитов или добавленных в сюжет, но совершенно бездарно использованных волшебных существ, но на общем фоне сказочной атмосферы, грандиозной финальной сцены и общего удовольствия от какой-то детской непосредственности фильма все недовольство стирается и улетучивается. Как ни странно об этом говорить, старые добрые сказки из нашей жизни практически исчезли, но с выходом на экраны «Красавицы и Чудовища» становится понятно: они не пропали навсегда, они просто затаились, чтобы засиять в нужный момент с новой силой.
Смотрите 23 июля в 21:00 на телеканале СТС.