«Только смелым покоряются моря», – поется в старинной советской песенке, но сегодня не обязательно быть «отважным капитаном», чтобы стать Властелином колец на воде, достаточно попасть в кинотеатр на сеанс фильма о противостоянии человека и стихии
«Только смелым покоряются моря», – поется в старинной советской песенке, но сегодня не обязательно быть «отважным капитаном», чтобы стать Властелином колец на воде, достаточно попасть в кинотеатр на сеанс фильма о противостоянии человека и стихии. Не раз и не два за год в прокат выходят картины о величии водной стихии, окунувшись в которые можно почувствовать себя самым настоящим морским волком. Вот и мы, насмотревшись «В сердце моря», решили продолжить водные процедуры и вспомнили несколько наиболее впечатляющих морских сцен из фильмов последних 15 лет.
Как и в случае «В сердце моря», основой сценария «Идеального шторма» Вольфганга Петерсона стали реальные события, произошедшие на атлантическом побережье США в 1991 году. Группа рыбаков тогда отправилась за уловом и попала в шторм необычайной силы, преградивший путь шхуны домой. Блистательные актеры Джордж Клуни, Марк Уолберг и Джон С. Рейли вынуждены были уступить мастерам спецэффектов и каскадерам, воплотившим в реальность необыкновенную силу разбушевавшегося океана. Зрители ломились в кинозалы не для того, чтобы наслаждаться игрой, а в ожидании соленых брызг с экрана.
Раз уж мы обещали сражения, то начать стоит с грандиозной сцены атаки японцев на американскую морскую базу в фильме Майкла Бэя «Перл-Харбор». Можно сколько угодно ругать картину в целом, но отказать себе в удовольствии пересмотреть эпизод с затоплением огромных военных кораблей, изрешеченных японскими бомбами, никак невозможно. Для съемок Бэй собрал сразу несколько действующих кораблей Тихоокеанского флота и устроил настоящий армагеддон, только на море. Разгром Перл-Харбора стал кульминацией картины, вторую часть, в которой американцы мстят, почти никто не помнит.
Из военно-морского боевика Питера Уира «Хозяин морей: На краю земли» планировалось сделать полновесную франшизу с многочисленными продолжениями, однако грандиозная постановка села на мель – сборы ленты не удовлетворили студию, а возможные сиквелы были заморожены. При этом лента удостоилась двух «Оскаров», а также была выдвинута на соискание престижных премий во всех технических номинациях – то есть выполнен «Хозяин морей» был безупречно. Не хватило души. Зато для глаз морские сражения «Внезапного» – настоящая услада, подобного вы не увидите больше ни в одной картине.
Трагедию всей страны, потерявшей экипаж подводной лодки «Курск», режиссер Владимир Хотиненко трансформировал в картину «72 метра». Сюжет ленты лишь отдаленно напоминает реальные события, произошедшие в Баренцевом море, но каждый российский зритель знал, что смотрит своеобразное посвящение морякам атомной субмарины. Здесь героям предстоит сразиться не со штормом и не с вражескими войсками, противником моряков становится семидесятиметровая толща воды, которую преодолеть дано только в специальном аппарате. Надежда на спасение невелика, но она остается, пока бьется последнее сердце.
Зритель, безусловно, был огорошен размахом первых «Пиратов Карибского моря» Гора Вербински, но подлинным аттракционом приключения капитана Джека Воробья стали лишь во втором фильме, когда отпала нужда представлять зрителям героев и все экранное время можно было посвятить экшену. И все же мы для своего топа выбрали третью картину – в которой развернулась настоящая мировая борьба. Кроме противостояния старинных врагов в финальную схватку ввязались природа и магия, превратившие битву на краю воронки в подлинное произведение искусства.
Не остаются в стороне от водных приключений и анимационные проекты. Кое-кто посвятил мореплаванию даже целую серию франшизы, отправив персонажей в «Континентальный дрейф». Мы же ваше внимание хотим обратить на корабельные приключения Тинтина – все-таки фильм сделан большими режиссерами, «сыгран» не последними актерами с использованием техники захвата движений, да и вообще, люди нам как-то ближе. Оттого мы и радуемся, что юный репортер связался не с солдатом, не с художником и не с поваром, а с настоящим морским волком – с ним море по колено.
Самый страшный сон любого моряка – кораблекрушение и дальнейшие попытки выжить на утлой шлюпке в центре мирового океана. Главный герой (или герои?) драмы Энга Ли «Жизнь Пи» оказался не просто жертвой страшного крушения судна, в котором погибла вся его семья, ему еще и пришлось делить свою спасательную шлюпку с невероятно агрессивным и даже смертельно опасным соседом. Другой бы режиссер сделал из подобной завязки триллер, но Ли – человек тонкой душевной организации, он смог втиснуть в узкое пространство лодки и драму, и романтику, и веру в жизнь. Ну, и красоту океана, конечно!
Если Магомет не идет к горе, гора приходит к Магомету. Если стихии не удалось заманить жертв на глубину, то гигантская волна вполне может накрыть сушу. Именно страшное цунами стало главным антигероем драмы «Невозможное», также имеющей в своей основе реальную историю. Режиссеры любят показывать цунами, волны регулярно поглощают Нью-Йорк в самых разных апокалиптических фильмах, но «Невозможное» далек от блокбастерного глянца, здесь волна не красуется, она идет убивать, она уничтожает не компьютерные макеты, а множество маленьких беззащитных домиков. И людей в них. Страшнейшее зрелище.
Сравниться с красотой океана, показанного в «Жизни Пи», может только гимн стихии, выплеснутый на экраны создателями ленты «Кон-Тики», истории дерзкого эксперимента, попытки переплыть океан на историческом судне. В этой ленте лодкой управляет сплоченная команда, но это не значит, что плавание пройдет гладко, океан – непредсказуемая стихия. Оттого и чередуются в картине приобретения и потери, жестокие испытания и благостные минуты счастья, спокойствие морской волны и угрожающие многометровые волны, способные разбить утлое суденышко в щепки.
Не могло пространство, охватывающее большую часть планеты, остаться нетронутым и фантастическими битвами с загадочными существами. Первым в этом блоке упомянем «Морской бой» Питера Берга. Критики фильм проигнорировали, а зрители отнеслись прохладно, но нельзя не отметить, что технически картина исполнена блестяще, а сцены тех самых титульных морских боев с пришельцами просто потрясающе сняты. Ну и гордость, конечно, за американских моряков переполняет – все-то им нипочем, и в воде не тонут, и в огне не горят.
А вот в этом фантастическом боевике монстрам противостоят уже интернациональные команды, оседлавшие гигантских роботов. Все, о чем вы только могли мечтать в своем детстве, Гильермо дель Торо воплотил в жизнь в «Тихоокеанском рубеже» – океан здесь наполнен жуткими тварями из глубин параллельной вселенной, бесстрашные воители буквально спасают мир, герои вершат подвиги, отважные воины жертвуют собой ради спасения человечества. Незабываемая схватка Егеря с Кайдзю, сопровождаемая избиением кораблем, – это невообразимый пик фантазии неутомимого рассказчика Дель Торо.
С волнами, с монстрами, с инопланетянами, даже с тиграми мы уже боролись, но в «Не угаснет надежда» главному герою предстоит схватка с самым страшным противником – отчаянием. Персонаж Роберта Редфорда привык к одиночеству, он старый морской волк, не раз бороздивший водные просторы в самых разных направлениях. Последнее его плавание оказывается особенно неудачным – стечение сразу нескольких обстоятельств приводит к тому, что яхта героя дает течь и переворачивается. Единственная надежда – сберечь силы, не утратить веру в себя и не потерять тягу к жизни. Уверены, вы, как и мы, с напряжением в кончиках пальцев ждали финала этого захватывающего морского путешествия.
Финал нашего сегодняшнего списка хочется сделать красочным и ярким. Поэтому мы выбрали сиквел экранизации графической новеллы «300», рассказывающий о морских завоеваниях древних греков. Говорить о невероятной красоты картинке мы даже не станем, продолжение «Спартанцев» ничуть не уступает оригиналу, а вот масштабы заметно выросли, и это невозможно не заметить. Теперь в сражение вступят не три сотни воинов, а настоящие морские армады, беспощадные и смертоносные. Кроваво-красными станут воды Средиземноморья, а великие поэты сложат об этих войнах свои оды.