Обаятельнейшая канадская комедия о жителях маленького городка, которые пытаются залучить столичного доктора
Канадский рыболовный городок Тикл-Хед умирает не по дням, а по часам. С тех пор как в окрестных водах запретили ловить рыбу, местные жители один за другим уезжают из города, и в нем остаются лишь старики и неудачники. Пытаясь спасти Тикл-Хед, мэр городка договаривается о строительстве химического завода, но этот план может быть одобрен лишь в случае, если в Тикл-Хеде поселится врач. К счастью, в аэропорту соседнего города как раз задерживают молодого хирурга Льюиса (Тейлор Китч) с пакетиком кокаина, и мэр Тикл-Хеда, работающий на досмотре, предлагает парню выбор: арест или месяц в глубинке. Тот, разумеется, соглашается на поездку в Тикл-Хед, и оставшиеся в городке жители во главе с Мюрреем Френчем (Брендан Глисон) решают, что будут потакать любому желанию парня, чтобы он согласился подписать многолетний контракт.
Как сняли бы в России фильм об умирающем северном городке, где оставшиеся жители живут лишь на пенсии и пособия? Наверно, как беспросветно мрачную трагедию, проклинающую бездушных чиновников, жадных бизнесменов и пьянчуг-горожан, которые общими усилиями довели родные края до ручки. «Хеппи-энд? Забудьте это слово как страшный сон – счастливые финалы нашим людям не по карману».
Канада – другое дело. Их «Большая афера» – не трагедия и даже не драма, а веселая, позитивная комедия, где чиновники оказываются не такими уж бездушными, горожане – не такими уж проспиртованными, а бизнесмены… Бизнесменам просто дают взятку. Потому что даже коррупция в Канаде не такая, как у нас, – за океаном чиновники дают взятки бизнесменам, а не наоборот.
Конечно, это не первый и не последний комедийный фильм о жителе мегаполиса, который открывает для себя прелести глубинки, и о врачах таких лент снято едва ли не больше, чем о представителях всех остальных профессий. Но «Большая афера» идет дальше многих аналогичных картин и потому смотрится смешнее.
Герои фильма не просто сооружают поле для крикета и разбиваются на команды, когда узнают, что их новый доктор (позор Канады!) предпочитает английский спорт национальному хоккею. Они прослушивают телефонные разговоры Льюиса, живо их обсуждают (особенно когда парень занимается телефонным сексом с невестой) и потакают даже его невысказанным желаниям. Мюррей, например, начинает вести себя как заботливый папаша, когда узнает, что Льюис рано лишился отца. Понятно, при этом они часто попадают впросак – например, им удается пошить из простыней белую форму для крикета, но не удается освоить его головоломные правила, – и, наблюдая за их судорожными попытками не облажаться, даже самый суровый зритель начнет хохотать до упаду. Благо, что жители Тикл-Хеда один колоритнее другого, и у многих из них есть очень забавные сцены.
Все в порядке у картины и с душевностью. Чем больше времени проводишь в обществе тиклхедцев, тем сильнее хочется поселиться в таком вот скромном, неказистом, но уютном местечке, где все друг друга знают и где все вместе решают общие проблемы – будь то изучение крикета или вождение за нос химического концерна. И хотя герои весь фильм совершают, в сущности, неприглядные поступки, они столь обаятельны в своей дружбе и в своей любви к «малой родине», что за них болеешь, как за родных.
Где лента проваливается, так это в изображении доктора Льюиса. На фоне колоритных хозяев (особенно Мюррея в исполнении ярчайшего Глисона) столичный гость кажется привлекательным, но скучным и бесцветным. Он даже не заводит в основной части картины положенный по законам жанра провинциальный роман, и героиня, специально для этого вписанная в сюжет, весь фильм скучает в ожидании эпилога, где ее отношения с Льюисом сдвигаются-таки с мертвой точки. Да, у парня есть невеста, но секс по телефону с девушкой, которую зрители не видят, – слабая замена отношениям с женщиной, которую публика знает и любит. И отсутствие таких отношений – проблема вдвойне. Потому что они не только бы дополнительно развлекли зрителей, но и раскрыли бы образ Льюиса как мужчины, а не как недотепы, который весь фильм покорно носит на ушах развешанную там тиклхедскую лапшу.
К счастью, персонаж Тейлора Китча – только формально главный герой «Аферы». Реальное первенство принадлежит безупречному Мюррею и его друзьям, а неудачный второстепенный персонаж – это лишь бугорок на шоссе, а не огромная яма. Так что спокойно идите в кино, наслаждайтесь аферами очаровательных провинциальных канадцев… И, если хотите, по-доброму завидуйте стране, которая искренне и со смаком может снимать столь бодрые ленты о своих «медвежьих углах».